Серые грызуны, похоже, не боятся даже дератизаторов.
Фото Олега Ласточкина
В Петербурге завершилась очередная кампания по сокращению поголовья крыс, инициированная Роспотребнадзором. Правда, пока неизвестно, насколько результативной на этот раз была дератизация. Чиновники, ответственные за этот вопрос, крайне неохотно делятся имеющейся у них информацией. Впрочем, до 1 декабря с.г. им все равно придется обнародовать результаты своей работы. Ведь именно до этого срока главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко потребовал решить в Петербурге «крысиную» проблему.
Длиннохвостые предпочитают пиво
Петербургские крысы, как и все другие крысы, отличаются умом и сообразительностью, поэтому просто раскладывать по подвалам отраву совершенно бесполезно – стоит одной крысе умереть, как ее сородичи тут же понимают, в чем подвох. Поэтому к уничтожению грызунов подходят тонко. Во-первых, приманки обладают вкусовыми качествами любимых крысиных продуктов – какао, яблок, пива, риса или шоколада. Во-вторых, после поедания ядовитого вещества крыса умирает не сразу, а через несколько дней. Этого времени достаточно для того, чтобы крысы «забыли», что же стало причиной отравления. И, наконец, в-третьих, последние дни своей жизни крыса проводит в крайне приподнятом настроении. По истечении нескольких дней срабатывает биологический таймер, и крыса падает замертво, получив кровоизлияние в мозг.
Тем не менее в совершенном на первый взгляд механизме есть и некоторые изъяны. Известно, например, что ядовитая приманка интересует только грызунов – домашняя собака или кошка, прогуливающаяся по подвалу, не обратит внимания на брикет с отравой. Однако ее может заинтересовать сама крыса, находящаяся в состоянии эйфории после получения «дозы». Съев крысу, домашнее животное рискует отравиться. Поэтому на время дератизации в подъездах развешивают объявления, призывающие хозяев следить за своими питомцами и не оставлять их без присмотра.
«Токсичные вещества, которые используются для борьбы с крысами, влияют не только на крыс, – уверен руководитель Петербургского отделения «Гринпис» Дмитрий Артамонов. – В Петербурге мы пока не занимались этой проблемой, но вовсе не потому, что она незначительная. Просто пока руки не дошли».
Впрочем, главный врач ФГУЗ «Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция» Владимир Назаров утверждает, что все химикаты, используемые для борьбы с крысами, опасны только для грызунов: «Неужели вы думаете, что мы стали бы применять опасные для человека препараты? О методиках и рецептурах, которые используются для приготовления яда, можно рассказывать часами – все было проверено и перепроверено много раз».
Незримая борьба и неощутимые результаты
В конце августа с.г. Геннадий Онищенко потребовал, чтобы за три месяца в городе была проведена масштабная внеплановая дератизация. По данным Росприроднадзора, на август с.г. численность грызунов составляла 1,7 особи на тысячу квадратных метров. Это не критический показатель – в портовых городах Краснодарского края он достигает 7,5 особи на тысячу метров, а в Еврейской автономной области и того больше – 16,5 особи. Средняя населенность грызунами по России составляет 2,2 особи на тысячу квадратных метров, так что Петербург выгодно отличается от многих российских городов. Тем не менее, для снижения риска распространения заболеваний необходимо уменьшить поголовье до 0,5 особи на тысячу квадратных метров. Только в таком случае можно быть уверенным в том, что вспышки чумы, не регистрировавшейся в России с 1979 года, больше не произойдет.
В жилищном комитете администрации Петербурга «НГ» сообщили, что по требованию Геннадия Онищенко в городе прошла внеплановая дератизация. Председатель жилищного комитета Юнис Лукманов, с которым корреспонденту «НГ» удалось связаться, отказался что-либо комментировать, сославшись на то, что у него много работы, поэтому времени разговаривать с журналистами нет. За подробностями в пресс-службе комитета порекомендовали обратиться в городское отделение Роспотребнадзора. Именно туда, по словам сотрудника пресс-службы, стекалась оперативная информация о ходе дератизации.
В Управлении федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Петербургу информацию о том, что в городе проходила внеплановая дератизация, не опровергли, но и не подтвердили. Оперативно предоставить данные о том, какие мероприятия были проведены, какая площадь была обработана, сколько крыс уничтожено и т.д., в городском отделении Роспотребнадзора также не смогли. Для справедливости отметим, что отказ был дан не в столь жесткой форме, как это сделал Юнис Лукманов. Журналиста «НГ» попросили прислать официальный запрос на имя руководителя управления Игоря Ракитина. Запрос послали, но ответ, впрочем, пока не получили.
Крысиный хит-парад
Внеплановая дератизация проходила в Петербурге не впервые. В последний раз охота на крыс была объявлена незадолго до заявления Геннадия Онищенко – весной 2006 года. По данным экспертного контроля, выполненного ФГУЗ «Северо-Западная противочумная станция», заселенность грызунами объектов города после реализации всех мероприятий снизилась более чем в четыре раза. Правда, в Петербурге пользуются иным, по сравнению с Роспотребнадзором, методом оценки заселенности города грызунами. Если в ведомстве Геннадия Онищенко серых вредителей считают по головам, то в Петербурге – по процентам. До дератизации населенность городских объектов крысами составляла 68,4%, а после – 16,3%, что ниже нормы на 20%. Хотя не очень понятно, как это соотносится с требованием довести поголовность до 0,5 особи на тысячу квадратных метров, – уж слишком разные методы измерения.
Прошедшей весной было обработано 84 млн. квадратных метров. Больше всего крыс было обнаружено в жилом фонде (заселенность 74%), далее в хит-параде любимых крысиных заведений следуют объекты культуры (44%), затем детские и подростковые образовательные учреждения (27%) и учреждения здравоохранения (11%).
Кстати, по словам Владимира Назарова, осенью этого года ФГУЗ «Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция» не проводило никаких внеплановых мероприятий по уничтожению грызунов. А ведь это учреждение является далеко не последним по величине в списке предприятий города, занимающихся истреблением крыс.
* * *
Так что не очень понятно, действительно ли осенью этого года в Петербурге проходила внеплановая дератизация или же в городе осуществлялись лишь плановые работы, направленные на сохранение показателей, достигнутых весной. А пока чиновники ищут новые методы подсчета крыс, поголовье хвостатых лишь растет.
Санкт-Петербург