0
2048
Газета НГ-Регионы Интернет-версия

20.11.2006 00:00:00

Край надкушенных гонораров

Тэги: ижевск, удмуртия, пиратство


ижевск, удмуртия, пиратство Отличить настоящий DVD-диск от пиратского сложно даже экспертам, что уж говорить о покупателях.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

С лета рынок аудио- и видеопродукции в столице Удмуртии значительно оскудел. Раньше, к примеру, как только происходило оскаровское или другое фестивальное кинонаграждение, на прилавки сразу же «выбрасывались» фильмы-победители. Теперь новинку не купишь. Другая новость: на аудио- и видеопродукцию поднялись цены. Если раньше DVD-диск в Ижевске стоил 80–100 рублей, то сейчас за него просят 120–150.

Зачистка оптом

С декабря прошлого года целенаправленную работу по зачистке контрафактного рынка ведет Управление по борьбе с экономической преступностью МВД Удмуртии. «В июне мы «накрыли» два крупных оптовых склада в Ижевске, – рассказывает начальник отдела Александр Петрухин. – Вот рынок и отреагировал».

С этих баз продукция расползалась практически по всей Удмуртии, брали ее и коробейники из Башкортостана, Пермской области и так далее. Вместе с видеодисками оперативники обнаружили и изъяли программные продукты.

Продажа нелицензионной видео- и аудиопродукции попадает под 146-ю статью УК РФ, защищающую авторские права. С каждого проданного диска или кассеты автор должен получить свой процент. Чтобы искоренить это зло, МВД ведет борьбу в первую очередь с оптовиками, так как производителей на территории Удмуртии нет.

Увы, отличить нормальный диск от подделки сложно даже для эксперта. Главный признак контрафакта – это раннее появление на рынке записей художественных фильмов, которые только что вышли на широкий экран. Никогда продюсеры не отдадут этот продукт в торговлю, пока не соберут всех дивидендов с кинопроката. Согласно мировой практике, такие фильмы в мультимедийном варианте должны появиться не менее чем через полгода. Также с аудиозаписями. Цена – тоже определитель. Не может качественная нормальная продукция стоить дешево. Сборник из нескольких фильмов или песенных альбомов на одном диске – также из пиратского ассортимента.

Впрочем, если с авторскими правами в сфере аудио- и видеопродукции все ясно, то с «живым» искусством гораздо сложнее.

Удмуртским поэтессам в рот палец не клади

По удмуртскому радио и телевидению, на концертных эстрадах часто передают и показывают выступления местных исполнительских коллективов и солистов. И репертуар – удмуртский. Ведущие и дикторы, как правило, объявляют фамилии певцов, в лучшем случае называется автор музыки и очень редко – автор слов. Распространен и вариант, когда песня преподносится как народная, в то время как у нее есть «родители». Несколько лет назад в нескольких республиканских газетах было опубликовано письмо пяти местных поэтесс, которые обращались к руководителям ГТРК «Удмуртия» и концертным организациям: мы смирились с тем, что нам как авторам стихов, на которые написаны песни многих композиторов, не платят отчислений, но мы просим хотя бы того, чтобы наши имена назывались. Реакции не последовало. Тогда поэтессы обратились в суд Октябрьского района Ижевска.

Иск был адресован двум организациям – ГТРК «Удмуртия» и Приволжскому отделению Российского агентства по охране (РАО) авторских прав. Дело рассматривалось долго. Поэтессы прошли через пять судов разных уровней, но в результате – выиграли. Виновные возместили причиненный ущерб – целых 75 тыс. руб. на пятерых.

«Это дело стало прецедентом для удмуртской творческой интеллигенции, которая не привыкла отстаивать свои права, – считает одна их потерпевших Серафима Пушина-Благинина. – Но, увы, по-прежнему авторские отчисления не поступают. Администраторы стараются сэкономить деньги и утаивают от РАО полный список исполняемых на концертах произведений. А я, как инициатор судебного иска, стала для них врагом номер один. Мои песни просто не берут в репертуар».

«Аленький цветочек» с гонорарными колючками

В театрах Удмуртии периодически появляются спектакли, поставленные «по мотивам» разных пьес – от классиков до современных российских и зарубежных авторов. Так удобнее. Не надо платить авторские. Особенно это важно, если речь идет об иностранцах, которые – страшно подумать! – требуют оплаты в долларах.

«И у театра кукол, и у Русского драмтеатра имени Короленко, и у национальной драмы, и у глазовского муниципального накопились солидные долги в РАO», – говорит инспектор Приволжского отделения РАО по Удмуртии Валерий Христофоров.

Отношения с авторами складываются в театрах порой напряженно. Особенно остро проходил период адаптации к базовому закону, вышедшему в 1993 году. Напомним, что до той поры театры не платили никаких авторских отчислений, если пьеса была напечатана в журнале или в сборнике, то есть «залитована», как говорили в прежние времена о прохождении цензуры. На первых порах также пытались проигнорировать заключения договоров. Именно в то время на Театр Короленко подала в суд московский драматург Мария Арбатова. Так на пьесе «Дранг нах остен» театры Удмуртии впервые ощутили ужесточение закона и прошли боевое крещение судом.

Но бесконфликтными отношения с авторами не стали. Вот кукольники взяли к Новому году инсценировку русской сказки «Мерзни, мерзни, волчий хвост». Договорились с автором на 6% отчислений с каждого спектакля. Стали оформлять документ, а тот звонит и говорит: «Мало, я хочу 9%». Получается, что с выручки от каждого спектакля 9% пойдет автору пьесы, 7% – художнику, 2 – композитору. «18% с каждого спектакля – это ужасная сумма. А на что театру жить?» – вопрошает директор Людмила Жуковская. А за пьесу по сказке Аксакова «Аленький цветочек» театру пришлось платить трем авторам 16%. «Мы сыграли несколько спектаклей и поняли, что затягиваем на шее петлю. Подумали и сняли спектакль с репертуара, – говорит Жуковская. – Наш актер Анатолий Тарасов написал свою инсценировку, договорились с ним «по-божески», и сейчас сказка идет и радует малышей».

Нет в живых автора – нет и проблемы

А короленковцы платят авторам пьесы и по 15%. «Вот и думаешь: зачем нам современные пьесы? Не лучше ли ставить пьесы усопших, у которых авторское право закончилось», – сокрушается директор театра им. Короленко Стелла Кудрявцева. Как выход из положения появляются спектакли «по мотивам пьес» разных авторов. Такая практика используется практически во всех театрах Удмуртии.

Сегодня всей стране и Удмуртии в частности придется учиться уважать авторские права, и не только потому, что Россия собирается в ВТО. Писатели, живописцы, композиторы сегодня оказались в столь стесненных обстоятельствах, что отказались от своего традиционного образа жизни «свободного художника» и перешли на поденку, чтобы прокормить себя и семью.

Другое дело, что в законе об охране авторских прав должны быть и ограничительные меры. А то автор пьесы может «загнуть» в договоре любую сумму. Даже если это не Шекспир, и не Акунин, а скромный литературный поденщик, который обрабатывает народные сказки.

Ижевск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1808
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1132
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
831
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1115

Другие новости