В России грядет перестройка системы высшей школы. Министерство образования РФ приказом № 113 от 18 мая 2006 года создало Координационный совет по реорганизации государственных организаций сферы образования и науки. Его обязанность – рассмотрение положения дел в существующих вузах и принятие решений об объединении, ликвидации или изменении статуса высших учебных заведений.
В последние годы наши провинциальные вузы вступили в конкурентные отношения не только с родственными вузами, но и с вузами совершенно иного профиля. Так, в Ярославской области помимо семи государственных (гражданских) вузов на территории региона насчитывается около 40 филиалов вузов других регионов, в основном московских. Наблюдается целенаправленная атака на рынке образовательных услуг со стороны многочисленных филиалов столичных вузов, причем в подавляющем большинстве вузов «третьего сорта».
Результатом явился лавинообразный рост непрофильных специальностей практически во всех вузах. Филиалы не ярославских вузов ведут подготовку на коммерческой основе, часто осуществляя явный демпинг, в основном в области экономических и юридических наук, а также психологии. Как правило, для проведения занятий привлекаются преподаватели все тех же государственных вузов, что позволяет возложить заботу о повышении профессионального уровня преподавателей и соответствующие расходы на плечи этих вузов. В свою очередь, наличие «отхожих промыслов» позволяет преподавателям пренебрегать повышением своего профессионального уровня.
Для преподавателей это стало хорошей возможностью реализовать себя и наконец получить стабильный реальный заработок. Однако весь этот позитив с лихвой перекрывался резким снижением уровня подготовки студентов, которое, в свою очередь, вызывалось как снижением уровня требовательности к преподавателям в условиях их дефицита, так и настойчивым побуждением их к «лояльности» по отношению к исключительно платным студентам. В создавшихся условиях наличие конкуренции между вузами, в отличие от производственной сферы, замыкается в сфере борьбы за «материал» – выпускников школ, а не за итоговый «продукт» – качество подготовки специалистов; оно ведет и к снижению уровня образовательной деятельности, поскольку преподаватели перестают быть заинтересованными в повышении качества обучения студентов.
Самостоятельно преодолеть эти негативные тенденции невозможно ни для рядового профильного вуза, ни для вполне передового, но «маломощного» классического университета. Да и как небольшой провинциальный вуз решит проблему комплектования всех специальностей современными преподавателями, имея низкие базовые тарифные ставки и зачастую никакой материальной базы. По оценкам специалистов, выход заключается в существенном укрупнении образовательных мощностей, перспективной концентрации ресурсов, научных и интеллектуальных сил.
Министр образования Андрей Фурсенко выход из ситуации видит в укрупнении вузов. Безотлагательность решения проблемы связана и с интеграцией России в мировой образовательный рынок, где наши вузы столкнутся с конкурентами со стороны ведущих иностранных университетов. Какие перспективы в связи с грядущими преобразованиями есть у ярославских вузов? Ни один из них не соответствует современным требованиям, предъявляемым к крупным и ведущим образовательным учреждениям России. Взять хотя бы количество студентов. Сегодня университеты обучают по 6–8 тысяч студентов, тогда как Министерство образования РФ считает крупным вуз с количеством обучающихся в пределах 15–20 тысяч человек.
В нескольких регионах России администрации выступили с инициативой создания на базе нескольких провинциальных вузов крупных федеральных университетов. В частности, в Ярославской области власти решили создать единый федеральный университет в форме равноправного объединения двух вузов – классического университета и технического вуза. По оценкам специалистов, только единый крупный университет федерального значения сможет в полной мере обеспечить потребности работодателей, государства в лице федеральных и муниципальных органов, студентов, абитуриентов, их родителей и общества в целом.
Преобразования высшей школы России предусматривают выделение специальной категории вузов – ведущих образовательных учреждений федерального значения. Ими смогут стать не более 10 процентов от числа всех российских университетов, академий и институтов. Если в регионах не будут созданы объединенные университеты, становится реальной угроза того, что на каких-то территориях не останется ни одного вуза, имеющего федеральное значение. А отсутствие современного образовательного и инновационного центра в перспективе приведет к катастрофическим последствиям – молодые люди будут уезжать за качественным высшим образованием в другие регионы.