Михаил Пиотровский слабо верит в возвращение хотя бы половины похищенного.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
На прошлой неделе в Эрмитаж вернулся еще один из похищенных из музея экспонатов. Это часы «Брегет», ставшие 29-м возвращенным экспонатом. В общем, список «возвращенцев» растет крайне медленно. Тот факт, что из-за границы продолжают поступать сигналы об обнаружении предметов, похожих на украденные ценности, утешает слабо. Вряд ли эти реликвии вернутся в Россию.
Более того, в ходе ревизий хранилищ музея обнаруживают отсутствие все новых экспонатов. Скандал с кражей экспонатов из хранилищ Эрмитажа стал весомым поводом для массовой проверки музейного фонда России, которая, как прогнозируют эксперты, не предвещает ничего хорошего.
Без каталогов и актов
По словам руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Бориса Боярскова, ревизия займет не менее двух лет. Он подчеркнул, что ранее работа такого масштаба практически не проводилась. В перечень учреждений, которые пройдут проверку, вошли более 70 музеев, в которых хранится около свыше 30 млн. экспонатов. Результаты этих проверок, как считает Борис Боярсков, будут весьма ощутимы.
Кража из Эрмитажа также спровоцировала дискуссии об эффективности и надежности систем хранения экспонатов в российских музеях. Как выяснилось, государственного регулирования в этой сфере практически нет – музеи работают по инструкции, датируемой 1984 годом. Как сообщил «НГ» анонимный источник в одном из отделов Эрмитажа, музеи в данном случае работают не по законам, а «по понятиям». «Формально соблюдая данную инструкцию, каждый музей следует собственной исторически сложившейся традиции. А законов, которые могли бы навести порядок, просто нет», – пояснил источник.
Эти сведения подтвердила «НГ» заместитель директора по хранению Российского музея этнографии Виктория Первак. По ее словам, главные хранители крупнейших российских музеев не раз поднимали вопрос о необходимости принятия новой инструкции: «На моей памяти попытки решить эту проблему предпринимались с 1995 года. Тогда мы получили первый вариант нового закона. Второй вариант был в 2000 году, недавно еще один. А воз и ныне там – централизованных правил как не было, так и нет».
Виктория Первак входила в комиссию Федерального агентства по культуре и кинематографии, которая этим летом проверяла Эрмитаж. Она считает, что одна из основных проблем Эрмитажа – отсутствие генерального каталога, по которому можно было бы быстро найти любой экспонат. Кроме того, движение каждого экспоната внутри музея не оформляют юридическим документом – актом. Сведения о том, что тот или иной предмет отправлен на выставку или на реставрацию, каждый хранитель записывает в свой собственный журнал. Поэтому отследить движение каждого предмета крайне проблематично. «Музеи оформляют движение экспонатов актами по собственной инициативе, согласно внутреннему распорядку. Никаких предписаний на этот счет нет, в инструкции 1984 года об этом ничего не говорится», – отметила Виктория Первак.
Кстати, вскоре после кражи из Эрмитажа распространились слухи о грядущем повышении нищенских зарплат хранителей российских музеев. Слишком большой соблазн у хранителя с зарплатой в несколько тысяч рублей воспользоваться «дырами» в системе хранения, взять один из экспонатов и вынести из музея, получив таким образом премию в размере зарплаты лет за десять. Впрочем, зарплаты хранителей пока остаются на прежнем уровне.
Повелитель демонов вернулся в Кунсткамеру
Недавно на Украине была задержана группа людей, подозреваемых в организации серии краж из петербургских музеев, в том числе и Эрмитажа. Задержанным гражданам России и Украины инкриминируется похищение из крупнейшего европейского музея вазы работы польских мастеров, которая в данный момент находится на пути в Россию. Расследование проводили сотрудники «антикварного» отдела ГУВД Петербурга при поддержке МВД Украины. Им удалось раскрыть целую серию краж из Эрмитажа и Кунсткамеры. Из первого в 2005 году была похищена упомянутая ваза, не представляющая особой художественной и материальной ценности. А в Кунсткамере недосчитались двух предметов из «китайской» экспозиции – «Повелителя злых демонов Джун Куй» и «Фарфоровой беседки для цикад». Вазу нашли на Украине, а экспонаты из Кунсткамеры всплыли в Москве, куда злоумышленники переправили предметы для перепродажи.
Обнаружение на Украине польской вазы позволяет сотрудникам питерского ГУВД заявлять, что даже вывезенные за границу ценности можно вернуть. Правда, данный экспонат не входит в черный список из 221 предмета, похищение которых было обнаружено в Эрмитаже прошедшим летом. А список этот между тем постепенно пополняется. На днях ревизоры недосчитались еще пяти предметов: серебряной золоченой рамочки с узорной голубой эмалью начало XIX века, овального флакона из горного хрусталя XIX века, открытых золотых часов «Брегет», серебряной фигурки кролика и медной чеканной печати. В пресс-службе Эрмитажа «НГ» сообщили, что какие-то из этих предметов еще могут быть найдены где-то в хранилище, так как нередко система учета экспонатов дает сбои. В связи с этим окончательный список похищенных предметов будет обнародован к началу ноября, а пока выявленные пропажи попадают в перечень «предположительно украденных».
Верните, и вам воздастся
Но, как только дирекция Эрмитажа обнародовала этот перечень, один из пяти экспонатов нашелся. Правда, не в хранилищах Эрмитажа, а в коллекции московского любителя антиквариата. Он решил передать предмет следствию после того, как узнал, что вещь краденая. После этого случая заместитель руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Анатолий Вилков обратился ко всем коллекционерам с просьбой еще раз пересмотреть свои коллекции и при малейшем подозрении, что эти вещи могут иметь эрмитажное происхождение, обращаться в его службу.
Буквально за день до этого уголовный розыск нашел в одном из антикварных магазинов на Арбате еще один исчезнувший экспонат – золоченый с чернью крест начала XIX века с изображением Богоматери, Иоанна и Саваофа. Ценность продавалась за 740 тыс. руб.
На протяжении последних месяцев журналистам время от времени подбрасывают информацию о том, что за границей якобы найдены похищенные экспонаты. Но до сих пор ни один из сигналов официально не подтвердился. Руководитель Эрмитажа Михаил Пиотровский отказывается говорить о «найденышах», так как данные о них предварительные и нуждаются в тщательной проверке. Поэтому список официально возвращенных предметов, состоящий пока из 29 пунктов, включая последние находки, пополняется очень медленно. При этом в правоохранительных органах отмечают, что обладают информацией о местонахождении примерно 70 экспонатов. Многие из этих предметов, как полагают оперативники, уже вывезены за границу. «Не исключено, что за границей, да и в нашей стране существуют группы коллекционеров, которые особо интересуются именно крадеными экспонатами», – заявил «НГ» президент ассоциации антикваров Санкт-Петербурга Александр Горбунов.
* * *
Михаил Пиотровский, судя по всему, слабо верит в то, что музей получит хотя бы половину похищенного. По его словам, чудом является то, что уже возвращено около 30 экспонатов. Пиотровский подчеркивает, что все поступающие сведения о находках должны тщательно проверяться, так как в большинстве случаев принадлежность того или иного предмета к эрмитажной коллекции не подтверждается.
Санкт-Петербург
Фото Влада Юрьева