Кировский районный суд Екатеринбурга вновь рассмотрит дело об изъятии из продажи и уничтожении тиража книг «Культура времен Апокалипсиса» и «Клубная культура», отпечатанных типографией «Уральский рабочий». Такое решение принял Свердловский областной суд, рассмотревший представление прокуратуры.
То ли шприц в переплете, то ли анаша между страницами
Книги, приговоренные судом к сожжению, широко известны в мире, и лишь в России Госнаркоконтроль счел, что они общественно опасны, поскольку пропагандируют наркотики. Правоохранительные органы, руководствуясь своим пониманием клубной культуры, изъяли в типографии около тысячи экземпляров спорных книг, принадлежавщих издательству «У-Фактория», и обратились в Кировский суд за санкцией на привлечение к ответственности типографии и издателя. Суд санкционировал уничтожение крамольной литературы, но отказался наказывать типографию, сославшись на давность истечения срока.
Решение суда не устроило ни одну из сторон: главный редактор «У-Фактории» Александр Бисеров посчитал, что это беспрецедентное решение об уничтожении книг может послужить сигналом для властей, которые не заинтересованы в распространении ряда книг, чтобы ввести цензуру. В обоснование своей позиции издатель сослался на экспертное заключение филологов Уральского государственного университета, не увидевших в книгах ничего противозаконного. Впрочем, наркополицейские представили контрзаключение своего эксперта, который прочел за строчками формирование «положительного отношения к потреблению наркотиков». Кроме того, прокуратура, санкционировавшая изъятие книг у типографии, не может не понимать, что если «Уральский рабочий» не нарушал закона, то сама акция по изъятию книг выглядит сомнительной, а потому опротестовала решение суда.
Вопреки ожиданиям, областной суд не стал рассматривать законность или незаконность решения Кировского суда об уничтожении книг, а сосредоточился лишь на представлении прокуратуры, настаивавшей на необходимости привлечения к ответственности типографии. Как сообщили корреспонденту НГ в пресс-службе Свердловского областного суда, судья неправильно посчитал срок исковой давности, а потому его вердикт был отменен и направлен на новое рассмотрение. Сам факт такого решения, по мнению пресс-службы, свидетельствует о том, что вопрос с изъятием и уничтожением книг будет рассмотрен заново.
Костер как средство от крамолы
Однако юрист «У-Фактории» Антон Макарчаков не исключает, что Кировский суд может принять прежнее решение, сославшись лишь на другие основания. У издательства есть причины для столь пессимистичных выводов: Госнаркоконтроль не первый раз изымает книги из продажи под видом борьбы с пропагандой наркотиков. На самом деле, считают эксперты, объектом атаки являются именно издатель и типография, которые в отличие от средств массовой информации продолжают осуществлять независимую редакционную политику. Читатели это тонко чувствуют, и поэтому книги, которые признали крамольными, мигом были сметены с полок магазинов.
Пресс-секретарь Екатеринбургской епархии Борис Коссинский считает, что за спорами о том, будут сжигать книги или нет, утонула суть проблемы. Более того, произошла подмена тезисов: «Проводится параллель с рейхом и знаменитым сожжением книг. Но надо же видеть разницу: одно дело сжигать книги Гейне и совсем другое – «Майн Кампф». Есть решение суда об уничтожении антиобщественных книг, а будут ли они сжигаться или топиться – это совсем не главный вопрос».
Cкандал вокруг книг «Клубная культура» под редакцией Фила Джексона и «Культура времен Апокалипсиса» под редакцией А.Парфрея оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, нельзя не согласиться с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием, утверждающим, что «есть книги, которые способствуют разжиганию страстей», и вышеназванные произведения, бесспорно, относятся к таковым. Если вы зададитесь целью получить представление о существующих видах наркотических средств, о способах их употребления и местах приобретения, то нужную информацию вы без труда почерпнете из «культурных» книг. В этом аспекте произведения, конечно, наступают на больную мозоль общества, вызывая у кого-то нездоровые эмоции.
У наркоманов книги не в почете
Показательно, что критики спорных книг принялись бороться с ними спустя полтора года после того, как они появились на прилавке. Любопытно, что особой популярностью они у екатеринбуржцев не пользовались: возможно потому, считает декан филологического факультета Уральского госуниверситета Валерий Гудов, что «большинство наркозависимых людей таких книг не читают». Ситуация резко поменялась, когда суд с подачи Госнаркоконтроля уличил эти произведения в пропаганде наркотиков, а издательство «У-фактория», не согласившись с вердиктом первой инстанции, вывесило в интернете главы из них. Остатки книг смели с прилавков, что сильно напомнило другую кампанию годичной давности, когда прокуратура обвиняла издателей в разжигании межнациональной розни за публикацию книги «Аллах не любит Америку». Тогда конфликт фактически ничем не закончился, а книги нашли своих читателей.
На нехорошие мысли наводит и эта антикнижная кампания: мало того, что современные молодые люди книг не читают, так ведь и метод борьбы с «крамольной» литературой был выбран сомнительный. Валерий Гудов убежден, что бороться с употреблением наркотиков посредством запрета литературных произведений бесполезно: хотя бы потому что не СМИ и книги способствуют распространению этой болезни. Литература и, шире, культура лишь создают ауру, варясь в которой человек познает себя и мир. Нельзя выработать отношение к явлению, не понимая его природы, полагает декан филологического факультета, хотя при этом и не отрицает, что чтение книг для неокрепшей души – опасное занятие. Но способы борьбы за эти души Валерий Гудов предлагает совсем иные: если вышла одна «плохая» книга – напишите десять «хороших», чтобы нивелировать ее эффект. У нас, как всегда, либо идут самым простым путем (путем запретов), либо вообще откровенно безнравственным, преследуя свои корыстные интересы.
Чего было больше – простоты или корысти – в истории с уничтожением книг, сказать сложно. Фактическая же сторона дела свидетельствует о том, что интерес к этим книгам регулярно подогревается: на это работают и неутомимость Госнаркоконтроля, который устами заместителя начальника УФСКН РФ по Свердловской области Игоря Машицина сообщил на конференции в пресс-центре агентства «Интерфакс-Урал» уже после решения суда, что «размещение книг на сайте «У-фактория» найдет место в протоколе разбирательства с данным издательством», и возвращение областным судом дела на новое разбирательство, и ажиотаж в прессе, который свелся в основном лишь к самому факту уничтожения книг.
Екатеринбург