Главная примета настоящего инкассатора ≈ сопровождающий его автоматчик и спецавтомобиль.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Недавно в Томске произошло дерзкое, не имеющее аналогов преступление.
«В 7.55, – рассказывает заместитель начальника уголовного розыска УВД Томской области Владимир Трунов, – в банк зашел молодой человек, представился инкассатором и предъявил кассиру удостоверение. Она ни имени, ни фамилии не запомнила. Выдала ему около 4 миллионов рублей. И лже инкассатор благополучно убыл. Через небольшой отрезок времени прибыли инкассаторы настоящие».
Такое преступление, полагает Владимир Трунов, стало возможным только благодаря огромному количеству различных нарушений в работе со стороны персонала банка: «Можно смело сказать, что это ограбление проведено на высоком профессиональном уровне и ему предшествовала долгая и тщательная подготовка. Поскольку преступник владел необходимой информацией о том, когда и как происходит передача денег, и даже предъявил кассиру удостоверение».
По словам Владимира Трунова, попытки ложной инкассации были и прежде, но не столь масштабные. И, видимо, в силу «чистоты» операции и «высокого профессионального уровня» лжеинкассатору предъявят обвинение не в грабеже, а в мошенничестве, правда, в особо крупном размере. Хорошо известно, что инкассатора обязательно должен был сопровождать автоматчик. Однако отсутствие сопровождающего никаких подозрений у кассира не вызвало. Вся совокупность только что полученных фактов позволила Трунову сделать вывод, что показания операционистки «сырые». Ну в самом деле, человек, который по определению должен быть особенно внимательным, не запомнил никаких примет преступника, ни фамилии, указанной в якобы предъявленном удостоверении, ни, естественно, номера машины.
Добыча (в рублях, долларах и евро) была упакована в трех инкассаторских мешках. Что интересно, в банке есть система видеонаблюдения, но на видеоматериалах не видно ни лиц, ни машины инкассаторов.
Иван Ищенко, директор пострадавшего банка, признает: «Кратко можно сказать: есть вина кассира, утрачена бдительность. Но преступление подготовлено и спланировано тщательно, так как мошенники предъявили все необходимые документы, причем подлинные». Между тем правилами предусмотрено, что кассир фамилию инкассатора должен знать еще накануне вечером. В случае появления другого лица выдача приостанавливается до полного выяснения и согласования с руководством.
Над раскрытием преступления работают оперативники уголовного розыска: как отдела по борьбе с экономическими преступлениями, так и отдела по борьбе с организованной преступностью. Несомненно, преступники были хорошо знакомы и со схемой инкассации, и с конкретными порядками, с дисциплиной в данном банке. Ограблению предшествовала долгая и тщательная подготовка. Оперативники отрабатывают сразу несколько версий. В круг подозреваемых попадают как сотрудники банка, так и работники инкассации.
Управляющий одного из томских банков так прокомментировал ограбление: «Нельзя просто так надеть инкассаторскую форму, подгадать время и зайти в банк. У преступника был обширный круг сообщников, скорее всего он сам – бывший работник банковской или инкассаторской системы. Операция эта даже не просто дерзкая, а умная. И зиждется только на одном – на халатности сотрудников».
На просьбу прокомментировать происшедшее заместитель начальника еще одного из крупных местных банков, попросивший не называть его имени, отозвался лаконично: «Однозначно, виноват кассир». Кассир, например, не спросил документы, ограничившись тем, что лже инкассатор просто поставил свою подпись, хотя, согласно правилам, должен был потребовать и паспорт инкассатора, и доверенность «Росинкаса». Причем кассир должен был сверить фамилию со списком инкассаторов, имеющимся у каждого кассира. К тому же есть и еще одна операция, рутинная для банка, – сверка образца предъявленной подписи и подписи из списка. Но ничего этого сделано не было, то ли в силу того, что преступник знал, что персонал банка халатно относится к должностным инструкциям, то ли в силу злокозненного умысла, что предстоит изучить работникам уголовного розыска».
Итогом этой истории стал тот факт, что обеспокоенные банкиры нескольких томских банков обратились в «Росинкас» с просьбой прислать им список действующих инкассаторов.
Томск