Известный каждому петербуржцу особняк Зингера, расположенный на Невском проспекте, стал центром очередного противостояния власти и бизнеса. В противоборство вступили владелец здания – администрация Петербурга, и арендатор – крупное агентство недвижимости. Городские власти настаивают на возвращении в историческое место «Петербургского Дома книги», в то время как предприниматели не желают снижать арендную ставку до приемлемого для книготорговцев уровня. Помимо экономической стороны, конфликт имеет и политическую подоплеку – сохранение Дома книги в историческом месте было одним из громких обещаний губернатора Валентины Матвиенко в ходе предвыборной гонки.
Предпосылки для нынешнего конфликта образовались еще в 2003 году, когда администрация города заключила с ЗАО «ПАН» договор об аренде особняка Зингера на Невском, 28. На протяжении многих десятилетий в этом доме располагался «Петербургский Дом книги» – центральный книжный магазин города. В то же время здание нуждалось в реконструкции, и иного способа, кроме как пригласить для этого частного инвестора, администрация не нашла. Валентина Матвиенко, тогда еще полпред президента в Северо-Западном федеральном округе, настояла на включении в договор с арендатором пункта о том, что после окончания реконструкции он должен сдать в субаренду Дому книги часть площадей здания. Несколько заявлений о том, что Дом книги должен находиться именно в особняке Зингера, она сделала, уже находясь на посту губернатора. Однако сейчас, когда реставрационные работы подходят к концу, возвращение главного книжного супермаркета оказалось под вопросом, и губернатору придется приложить немало усилий для того, чтобы сдержать свое слово.
Дело в том, что в 2003 году городские власти действительно включили в договор пункт о том, что ЗАО «ПАН» должно сдать Дому книги часть арендуемых площадей. Но в документе не отразили один момент – по какой ставке. Это позволило предпринимателям запросить порядка 1800 долл. за квадратный метр в год, то есть около 7,5 млн. долл. в год за 4200 метров, отведенных под книготорговлю. А это примерно в три раза больше, чем могут, по их словам, заплатить книготорговцы. Как сообщила «НГ» глава комитета по печати и взаимодействию со СМИ Петербурга Алла Манилова, вина в том, что у Дома книги возникли проблемы с переездом на старое место лежит не на нынешних властях и даже не на ЗАО «ПАН», а на прежней городской администрации, которая не защитила интересы Петербурга. «Нас поставили в такую ситуацию, когда город вынужден просить арендатора о чем-то и вступать в длительные переговоры», – пояснила Алла Манилова.
В ЗАО «ПАН» пока воздерживаются от развернутых комментариев. Генеральный директор компании Андрей Крылов лишь напомнил, что его предприятие вложило в реконструкцию дома Зингера около 30 млн. долл.
В данный момент Смольный пытается найти выход из сложившейся ситуации. По словам Аллы Маниловой, уже достигнута предварительная договоренность о снижении запросов ЗАО «ПАН» до 1000 долл. за квадратный метр в год. Это при условии, что Дом книги займет не 4200, а 3200 квадратных метров. Но в ОАО «Торговая фирма «Санкт-Петербургский Дом книги», принадлежащем городу, рассчитывают договориться о скидке, на которую фирма имеет право как «оптовый» арендатор. В противном случае Дому книги придется перепрофилироваться на торговлю коммерческой литературой, в то время как свою известность он получил именно как центр по продаже социально значимой литературы. Ситуация должна окончательно проясниться к середине октября, когда реконструкция особняка будет полностью завершена.
Санкт-Петербург