Былинные сюжеты будоражат сознание рязанских чиновников.
Михаил Авилов. Поединок на Куликовом поле. Из собрания Государственного Русского музея.
В самый канун очередной годовщины Куликовской битвы на Рязанской земле закипели почти такие же страсти, как и 626 лет назад, когда местный князь Олег не явился на место битвы у берегов Дона и Непрядвы. Тогда русские князья не поделили власть и влиятельность, сегодня рязанцы и москвичи не могут поделить главную святыню, связанную с событиями тех лет, – посох Пересвета.
Пересвет – монах и воин – в поединке с Темир-Мурзой, татарским темником, оказался победителем. По легенде, отправившись на Куликово поле из Троице-Сергиевой обители, Пересвет молился в часовне на месте ныне существующего Дмитрова монастыря и оставил там свой посох – высотой 142 сантиметра и весом около двух килограммов. С тех пор до 1924 года посох охранялся как святыня в Дмитровом монастыре, возведенном по указанию Дмитрия Ивановича Московского после Куликовского сражения.
В 1924 году посох был передан в распоряжение историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль». Уже несколько лет настоятель возрожденного Дмитрова монастыря просит вернуть посох Церкви, но вопрос этот даже не обсуждался, поскольку фонды музея-заповедника принадлежат государству. Однако летом этого года на посох посягнули из столицы. В июле в Рязанский кремль приехала делегация представителей православного благотворительного общества «Пересвет» и бывший депутат Госдумы РФ, уроженец Рязанской области Владимир Ребриков. Они обратились к директору музея Людмиле Максимовой с предложением передать посох во временное пользование московскому Старо-Симонову монастырю, а вернее, находящемуся на его территории храму Рождества Пресвятой богородицы, где, по преданию, покоятся останки самого Пересвета. 21 сентября в день рождества пресвятой Богородицы и Куликовской битвы предполагалось использовать этот посох в праздничной церемонии и передать храму на временное хранение (на территории монастыря предполагается открыть музей Куликовской битвы).
Людмила Максимова в июле ответила гостям отказом, мотивируя его тем, что не имеет права столь вольно распоряжаться государственной собственностью. Между тем московский монастырь направил соответствующую просьбу в федеральное агентство по культуре и кинематографии. Впрочем, распоряжения передать рязанскую святыню москвичам из агентства не поступало, однако на официальном сайте Московской Патриархии появилось сообщение следующего содержания: «Монашеский посох героя Куликовской битвы инока Пересвета будет передан в московский храм Рождества Богородицы в Старом Симонове. Как сообщил 17 августа советник по целевым программам Роскультуры Борис Иванов, такое решение приняло руководство Рязанского историко-архитектурного музея, где хранится реликвия».
Это сообщение произвело в Рязани эффект разорвавшейся бомбы. Всполошились краеведы, ученые, общественные организации. Вопрос вынесен на рассмотрение Общественной палаты при губернаторе Рязанской области. Недоумение по этому поводу высказаны губернатором Георгием Шпаком, архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом. Рязанская общественность направила письма по этому поводу в адрес президента РФ Владимира Путина и министра культуры Александра Соколова.
У областной научной общественности есть еще один существенный довод против передачи легендарного посоха в Москву. Этот экспонат до сих пор толком не атрибутирован: неизвестно, принадлежал ли этот посох Пересвету, да и посох ли это вообще. О таких экспонатах музейщики обычно осторожно говорят – экспонат-легенда. К тому же до сих пор историки ведут спор о том, был ли Пересвет монахом. Ведь в «Повести о Куликовской битве» он упоминается в числе погибших как боярин брянский.
Рязань