Интенсивно развивающееся судоходство – один из главных врагов донской экологии.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Экологическое состояние дельты Дона, охраны и воспроизводства его рыбных запасов обсудил на очередном заседании Совет по морской деятельности при администрации Ростовской области. Как сообщила «НГ» сотрудник пресс-службы областной администрации Ирина Четвертакова, на заседании было отмечено, что одним из основных источников негативного воздействия на экосистему Нижнего Дона является судоходство. После глубокого спада в первой половине 90-х годов сегодня объемы грузооборота начали расти. Так, за период с 1998 по 2005 год годовой грузооборот в Ростовском порту вырос более чем втрое, а в Азовском морском порту в четыре с лишним раза.
В этот же период активизировалось строительство новых или реконструкция существующих терминальных комплексов и причальных стенок. Особенно интенсивно строительство велось и ведется в Заречной промзоне Ростова-на-Дону, а также в Северо-Западной промышленной зоне Азова и прилегающей к ней территории.
Только в Азове и Азовском районе размещено более 20 промышленных предприятий различного профиля, большинство из которых имеют, строят или проектируют складские помещения и различные сооружения для производства погрузочно-разгрузочных работ.
По оценкам экологов, интенсивно развивающееся судоходство оказывает негативное влияние на все элементы экосистемы Дона. Одним из главных последствий является ухудшение состояния рыбных ресурсов, о чем свидетельствует падении уловов в Азово-Донском бассейне за последние 50 лет (с 48 до 0,3 тыс. тонн, то есть в 160 раз).
Выступая на заседании Совета по морской деятельности (он координирует взаимодействия органов областной и федеральной власти, администраций муниципальных образований, расположенных непосредственно на побережье Азовского моря, и организаций, участвующих в морской деятельности) губернатор Ростовской области Владимир Чуб подчеркнул, что у всех ведомств могут быть разные отношения к Дону: «Но самая большая заинтересованность в судьбе реки у тех, кто здесь живет. Поэтому нас не может не беспокоить экологическое состояние Дона».
Улучшение «здоровья» Нижнего Дона, включая его дельту, в условиях динамично развивающейся экономики, по мнению Владимира Чуба, невозможно без определения допустимой техногенной нагрузки на природный комплекс реки.
На совете решено обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов с предложением о включении в программу финансирования агентством на 2007 год мероприятия «Разработка схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна реки Дон».
Ростов-на-Дону