Агрегаты байкеров стоят от 40 тысяч долларов и выше.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Байкерство – это образ жизни, порожденный уровнем развития общества. Чтобы появилось такое движение, надо, чтобы появились люди состоявшиеся, в известной мере свободные, которые не борются за место под солнцем – они это место уже заняли. Судя по тому, что каждый год в бывшем военном городке, затерявшемся в лесу под Томском, проходит фестиваль байкеров «Стальной ветер», свободных людей в Сибири становится все больше и больше.
Правда, начинает дуть «Стальной ветер» в центре Томска, откуда большая колонна из нескольких сотен агрегатов, то есть, если обратиться к сленгу байкеров, чопперов, физеров, зизеров, диггеров, дрегстеров, блэкпёрдов, люлечников, железяк, совкоциклов, макакистов (владельцев мотоциклов «Минск»), зидоманов (владельцев «Восходов»), сопровождаемая ГАИ, направляется в лес, на базу.
Несмотря на то что организаторы шоу пустили для гостей всего-навсего один автобус, судя по толпе, насчитывающей явно не одну тысячу, работал не только он один. Оно и понятно. Движение байкеров – движение людей моторизованных: и гости, и друзья байкеров прибыли сюда в основном также на своих колесах. Кстати, иной мотоцикл стоит 40 тысяч «баксов», то есть это еще и средство самоутверждения, демонстрация своей жизненной (и материальной в том числе) состоятельности.
Состоятельность байкеров подчеркивает и плата за вход. Чтобы пройти на фестиваль, нужно купить билет. (При помощи билетов организаторы провели своеобразную селекцию, отделяя «чистых» от «нечистых».) Так, человек за рулем мотоцикла должен заплатить 200 руб., девушки и женщины – также 200 руб., пешеход, водитель автомобиля, пассажир мотоцикла или автомобиля, водитель скутера до 50 куб. см – уже 400 руб. Бесплатно: девушки за рулем мотоцикла, дети ростом до 140 см). Здесь же, на подступах к лагерю, на асфальтированной трассе, проходила соревновательная часть байк-шоу.
В программе соревнований, как правило, такие мероприятия, как «Битва автомобилей с «Кировцем»», данс-стрип-шоу, пиротехнические эффекты, конкурс экстремальных причесок и боди-арта, дискотека; мотоконкурсы: «Дрэгрейсинг», «Самодельные и тюнинговые мотоциклы», «Мотоантиквариат», «Аэрографии», «Громкий выхлоп», «Медленная езда», «Сосиска», «Отжиг резины». Для безлошадных: «Битва на бревне» (бассейн), «Самая расколбасная банда», «Мисс Байк-шоу-2006»). В кулуарах, то есть за спинами зрителей, идет своя жизнь – разговоры, встречи, обмен информацией, знакомство с техникой – то есть все то, ради чего мотоциклисты и собрались сюда со всей Сибири. Кстати, забрели на слет закордонные моторизованные бродяги: один – из Бельгии, другой – некий «индеец» – из Алабамы. Обнаружился и турист из Великобритании с «Юнион Джеком» в руках. Благо посмотреть на таких фестивалях есть на что.
Вот, взобравшись на сиденье мотоцикла, стоит байкер и следит за соревнованиями. Номер у мотоцикла – в виде национального российского флага с гербом и с надписью «Я люблю Россию». Правда, любовь к Родине у данного персонажа не простирается до степени поддержки «отечественного товаропроизводителя» – парень любит Россию на «Хонде». А вот немолодой уже персонаж – весь в коже и металле – в ушах, губах, с прической а-ля «фьюжн» (нечто вроде «ирокеза», «горшка» и кришнаитского хвостика в одном флаконе). Вот крупно выделяется эмблема фонда «Анти-СПИД», присутствие которого, учитывая царящую здесь далеко не туристическую атмосферу Вудстока, совсем не кажется лишним. А вот красный флаг с изображенным на нем пионерским значком и девизом «Будь готов!» мог бы показаться нелепым, но понимаешь: это прикол. Чуть подальше – полосатый варяжский парус и эстрада с проникновенными словами: «Мужчины не плачут – они ревут моторами». (Интонация, характерная для субкультуры байкеров, склонных к романтике: если ветер – так уж обязательно стальной.)
По краям площади – торговые павильоны. Самый ходовой товар – пиво и шашлыки. Известно, что традиционное занятие байкерами свободного времени – пивинг, водкинг, шашлыкинг и, естественно, бабинг, поскольку красотка, красавица, мамзель, телка, кошелка – человеческое существо, совершенно необходимое байкеру для полноценного проведения досуга.
В самом центре площади идет торговля байкерской атрибутикой: майками, наплешниками (касками), металлическими прибамбасами, именуемыми байкерами кончесами. Все это под стелой с гербом СССР и вознесенным на ее вершину мотоциклом. Под мотоциклом – потому что, как гласит «Словарь байкера», «байк для байкера – живое существо, идол, фетиш, любимый конь, друг┘ средство самовыражения и свободы┘ бог, друг, товарищ и брат».
Территория фестиваля – это территория свободы. Это видно и в облике участников фестиваля, и в поведении, и в их лексике. Здесь все и всё говорят прямым текстом, без недомолвок, как это и принято у крутых мужиков. Впрочем, и для представительниц прекрасного пола (а их здесь превеликое множество – нужно понимать, какова роль мотора в отношениях полов) нет разделения лексики на нормативную и ненормативную. А те, кому довелось провести на фестивале первый вечер и первую ночь, рассказывают, что тексты песен, представленных слушателям хэдлайнерами, таковы, что Шнур просто отдыхает.
По лагерю спокойно разгуливать красотки топлесс: ню в специфической атмосфере лагеря не несет в себе никакого эпатажного звучания. Лучше всего это демонстрирует сцена, увиденная на старте трассы, где проходили гонки. Кругом толпа. На старте два мотоциклиста. Перед ними байкер, дающий старт, и девица в стрингах и «без верха». Взоры толпы, возможно, к некоторому разочарованию красавицы, устремлены только на соревнующихся.
Свобода – вот главное, что сюда влечет людей. А системообразующим фактором здесь, вполне естественно, является сам мотоцикл. Человеку, который сел на настоящий агрегат и пережил чувство немыслимой скорости, вышибающей всякий страх, ощутил, как ветер бьет тебе в грудь (действительно стальной), уже не надо объяснять, почему мотоцикл. Но, кроме того, мотоцикл в отличие от многих других видов отдыха дает и невиданную мобильность.
Кажущийся демократизм байкеров, по сути, это, говоря на их же сленге, просто понты. Демократизм – это как бы антитеза буржуазности. Автомобили – это, мол, для буржуа, любящих комфорт и кондишн. А мы, люди тоже не менее состоятельные, чем автомобилисты, но автомобилю предпочитаем мотоцикл, презираем буржуазный комфорт, любим смертельный риск. Ну в самом деле, что такое 150–200 км в час на автомобиле? И что такое те же 200 на байке, когда по телу, обтянутому кожей, бьет тот самый стальной ветер?
Ну, и, наконец, откуда взялось само слово «байкер»? Байкеры ссылаются на англо-русские словари, в которых bike является разговорной формой от слова bicycle (велосипед), а biker – разговорной формой от bicyclist. Вот так обеспеченные мотоциклисты отобрали слово у бедных велосипедистов.
Томск