Жители поселка Таганрогский Егорлыкского района Ростовской области недавно обратились с просьбой помочь им вернуть свою землю к самому президенту Путину. Как пишут крестьяне главе государства, «в нарушение действующего земельного законодательства вопрос о выделе земельного массива в счет наших земельных долей (...) был решен без нашего участия, а также участия местной администрации и земельного комитета».
В итоге им был выделен земельный массив в днище лимана, длительное время находящийся под водой, чего не выдерживают никакие посевы. По этой причине решением общего колхозного собрания этот массив был исключен из земель для выдела земельных долей. В заключение крестьяне просят президента «принять все необходимые меры для того, чтобы устранить несправедливость и обман, который произошел при выделе нам земельных участков. Земельные доли – это все, что у нас осталось на старости лет после долгого и изнурительного труда, однако и это у нас отобрали, передав нам не плодородную землю, которую мы заслужили, а никому не нужные болота».
Казалось бы, и без президента у крестьян довольно заступников: кроме государственных структур, отвечающих за оборот сельскохозяйственных земель, недавно создана и общественная организация – Российский земельный союз (не путать с Земским союзом!). Возглавил ее спикер Совета Федерации Сергей Миронов, который пообещал, что в отличие от многих политически ангажированных общественных организаций союз «будет заниматься конкретной работой. Ведь земля в России это один из основных ресурсов, причем ресурс неисчерпаемый».
Спикер прав в отношении актуальности. Беспорядков в земельных отношениях много и не приходится надеяться, что их станет меньше. Глядишь, на что-нибудь сгодится и Росземсоюз.
История, приключившаяся с жителями поселка Таганрогский, стала возможна в первую очередь по той причине, что собственность на землю для множества крестьян существует лишь на бумаге. Полученные ими по Указу президента Бориса Ельцина в 1992 году земельные паи на деле не определены, не размежеваны. То есть невозможно определить: где чей участок, где чья собственность. Не говоря уж о том, чтобы распорядиться ею по собственному усмотрению.
Согласно действующему законодательству собственники земельных паев должны до конца января будущего года оформить договоры аренды с хозяйствами, которым земля отдана в пользование. Если это не будет сделано, неразмежеванные и незарегистрированные участки могут быть переведены в доверительное управление к арендаторам, которыми, как правило, являются руководители хозяйств, а потом проданы. Это значит, что в январе 2007 года крестьяне поселка Таганрогский могут окончательно лишиться даже тех долей, которые они имеют. Эта проблема беспокоит не только ростовчан. Депутаты Ставропольской краевой Думы в связи с возникшей опасностью решили обратиться к депутатам Госдумы с просьбой срочно внести изменения в федеральный закон об обороте сельхозземель.
Но не всякая земля привлекает покупателей так, как плодороднейшие почвы Дона и Ставрополья.
Огромные площади не обрабатываются в Тамбовской области. О том же говорит тверской губернатор Дмитрий Зеленин: «Развитие фермерства тормозят трудности в области земельных отношений».
В Курганской области после успешного опыта восстановления залежных почв на заброшенных полях в нынешнем году принято решение разработать меры финансового стимулирования крестьян и фермеров к освоению залежных земель.
Полную информацию о состоянии земельного хозяйства должна дать прошедшая Всероссийская сельскохозяйственная перепись. Ее первые итоги будут подведены к 1 апреля 2007 года. Пока министр сельского хозяйства Алексей Гордеев сообщил лишь, что перепись охватила около 100 млн. граждан, 48 тыс. крупных, средних и мелких предприятий, 280 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 11 тыс. подсобных хозяйств, 18 млн. личных подсобных хозяйств и 80 тыс. садово-огороднических и дачных участков.
Министр подчеркнул, что «336 млн. га находятся в пользовании граждан». Но пользование еще не обязательно означает собственность. По данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости на 1 января с. г., земель сельскохозяйственного назначения в России всего 401,6 млн. гектаров. Из земель, находящихся в собственности граждан, по данным агентства, примерно по 4,5 млн. гектаров приходится на крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства.
Несколько лет назад сама идея легализации купли-продажи земли вызывала бурные споры. Прогнозы высказывались диаметрально противоположные: от «распродадут Россию иностранцам!» до «земельный рынок реанимирует сельское хозяйство!». Не сбылись прогнозы ни пессимистов, ни оптимистов. Пока побеждает инерция. Но подспудно идут процессы концентрации земель в руках крупных собственников. Это происходит прежде всего в «зонах особой экономической привлекательности» – в Подмосковье и наиболее хлебородных регионах.