Танцуют все – под песни, под баяны, под гармошку.
Фото Константина Семенова
Настоящий народный хоровод можно было увидеть на лугу музейно-этнографического комплекса под открытым небом «Лудорвай» на открытии Третьего регионального фестиваля финно-угорских народов «Воршуд» (так называется священный семейный короб). Гости образовали два больших круга, один внутри другого, и пошли в разных направлениях, а потом разбились на пары и начали выписывать витиеватые узоры. Рядом с удмуртами – финны, эстонцы, марийцы, чуваши... Организаторы фестиваля назвали этот блок праздника хеппенингом, и этим подчеркнули связь фольклорного начала с актуальным искусством.
Нынешний «Воршуд», проходивший в Удмуртии, посвящен традиционному финно-угорскому танцу. И потому здесь все танцевали: под песни, под гармошки и баяны, под редкие народные инструменты. «Мы показываем здесь те формы танцевального фольклора, которые до сих пор живы, которые помнит старшее деревенское поколение, – поясняет автор концепции фестиваля Андрей Прокопьев. – И потому все, что вы видите – аутентичное искусство. Хороводы, переплясы, массовые и сольные импровизации. В каждой деревне они свои. Мы хотели представить все фольклорное многообразие, существующее сегодня в удмуртском и финно-угорском мире». Характерно, что организаторы не отделили танцы от обрядов, частью которых они являются, и потому в прологе собравшиеся увидели проводы в армию, несколько вариантов деревенских свадеб разных народов.
Чем рисунок удмуртского танца в корне отличается от марийского, русского, финского и других? Особенность удмуртского танца – лексика ног. В сравнении с пластикой тела, движения ног многообразны, что дает сильное индивидуальное начало. Ансамбль из марийской деревни Большой Карлыган Мари-Турекского района привез характерные для марийцев мужской и женский танец. В Волжско-Камском регионе говорят, что марийцы могут танцевать часами, и если их не остановить, то проваливают пол своей отчаянной дробью.
Под проливным дождем прошла главная часть праздника. На эстраде, установленной возле мельницы, развернулось хореографическое представление «Живая деревня», поставленное Михаилом Бегишевым. Дотемна отстукивали каблуки, кружились пары, выкидывали ловкие «коленца» народные таланты.
Научным итогом стала конференция, в которой принимали участие специалисты из Москвы, Эстонии, Ижевска, Архангельска, Петрозаводска, Казани и других городов. «Будь такой фестиваль в каком-нибудь другом российском регионе, его бы давно обозвали всемирным и международным, – удивлялась заместитель директора Государственного Дома народного творчества России профессор Тамара Пуртова. – Я могу определенно сказать, что сегодня в России нет такого народного праздника, который бы не боялся экспериментировать с аутентичными традициями, соединяя их с современными формами».
Ижевск