Гасить межнациональные конфликты в разных точках страны вынуждены правоохранительные органы.
Фото Reuters
Метастазы Кондопоги расползаются по всей стране. Сообщения о межнациональных конфликтах в тех или иных городах и населенных пунктах переполняют информационное пространство России. За две недели, прошедшие после трагедии в маленьком карельском городке, аналогичные события произошли в Самаре и Вольске (Саратовская область), в селе Розовка Омской области. Дошло до того, что в конце прошлой недели милиция разогнала антикавказский митинг в самом центре Москвы. Где «полыхнет» в следующий раз, остается только догадываться.
Как и в случае с кондопожскими событиями, правоохранительные органы предпочитают рассматривать только одну версию событий – конфликт на криминальной почве. Между тем «чисто криминальные разборки» почему-то всегда заканчиваются банальными этническими погромами. Но о них власти предпочитают не говорить. Потому что это означало бы признание своего полного бессилия, отсутствия в стране внятной национальной политики и неспособности власти обеспечить правопорядок.
Потому что если бы власти Кондопоги действовали по закону, никаких погромов не было бы и в помине. Получается, на уровне муниципалитетов вертикаль власти не действует. Как, впрочем, и на более высоких своих этажах. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на действия региональных и федеральных властей после событий в Кондопоге. Сначала все сделали вид, что ничего не было. Потом, когда произошла утечка информации, долго раскачивались, не зная, как успокоить людей. Потом нашли виноватых.
«Главной причиной стало то, что на наших глазах группа представителей другого народа вела себя дерзко и вызывающе, игнорируя менталитет нашего народа», – заявил глава Карелии Сергей Катанандов. – Наша цель – выгнать отсюда наглую дерзкую молодежь, которая нас не уважает. Мы не позволим не уважать наши законы».
Между тем именно власть и должна поставить дело так, чтобы граждане законы уважали. Если по маленькому северному городку разъезжают «мерсы» без номеров, за которыми сидят «люди кавказской национальности», что вызывает раздражение небогатых местных жителей, дело не в хозяевах шикарных иномарок, а в сотрудниках ГИБДД, которые подобное допускают. Если поселившиеся в городе приезжие из южных регионов страны без проблем открывают свои ларьки и рестораны, а местные бизнесмены жалуются на беспредел чиновников, проблема не в диаспоре, а в коррупции в администрации того или иного населенного пункта.
Что касается властей федерального уровня, то они вообще хранили олимпийское спокойствие целую неделю после трагедии. Потом направили делегацию Госдумы РФ в Петрозаводск и Кондопогу. Для того чтобы вникнуть в ситуацию и сделать выводы о том, что конфликт не имеет межнациональной подоплеки и что речь идет о провокации, парламентариям хватило одного рабочего дня. Правда, кто этот самый таинственный провокатор, осталось за кадром. И, видимо, навсегда, так как никакого парламентского расследования не будет.
Между тем, по данным последнего опроса фонда «Общественное мнение», в личной неприязни по отношению к людям других национальностей признаются 28% россиян. При этом каждый третий из числа респондентов, говорящих о наличии в их городе или селе приезжих других национальностей, утверждает, что между ними и местными существуют определенные противоречия и конфликты.
При этом только 7% опрошенных говорят, что местные власти что-то делают для разрешения этих конфликтов, тогда как в три с половиной раза большая доля (24%) респондентов утверждают, что власти бездействуют. Более того, сегодня более трети россиян (39%) уверены, что многонациональность России приносит ей больше вреда, чем пользы. Доля тех, кто усматривает в многонациональности нашей страны больше хорошего, составляет 34%. И с 2002 года, когда участникам опроса задавался аналогичный вопрос, настроения сместились в сторону негативного отношения к факту многонациональности: четыре года назад о преобладании вреда от нее говорили 34% опрошенных, а о преобладании пользы – 42%. Наглядный, что и говорить, показатель отсутствия у властей хоть какой-то внятной национальной политики.
Как выясняется, никто в многонациональной стране на официальном уровне не занимается прогнозированием конфликтов на этнической почве. Федеральная служба по гидрометеорологии есть, а по национальным проблемам службы нет. Нет, есть, конечно же, департамент межнациональных отношений в Минрегионразвития, но общественность о деятельности этой структуры мало что знает. Впрочем, если заглянуть на сайт этого ведомства, ситуация несколько прояснится: бурятский национальный фестиваль, празднование второго десятилетия коренных народов мира, круглый стол «О самоорганизации российских немцев»... Последнее сообщение в рубрике «Главная тема» – июль с.г. О событиях в Кондопоге – ни слова.
Утверждается, что самым большим достижением отечественных властей за последние 5–6 лет является стабильность. На деле получается – стабильность эта во многом призрачная. Последние события в Кондопоге, да и не только в ней, более чем наглядно это доказывают.
Петрозаводск