Новый «проект века» разрабатывают Южный научный центр РАН, экспертный центр «Гидротехэкспертиза» и Фонд транспортных проектов при Международном конгрессе промышленников и предпринимателей. Специалисты этих учреждений предлагают построить судоходный канал «Евразия», который свяжет Азов и Каспий и проляжет по Кумо-Манычской впадине до устья реки Дон.
Длина предполагаемого канала – 650 километров, ширина – 70 метров, а глубина – 16 метров. Предварительная стоимость – 15–18 млрд. евро. Инициаторы проекта считают, что его реализация имеет привлекательные стороны с точки зрения экономических и государственных интересов хотя бы потому, что России необходимо осваивать огромные пустующие территории от Астрахани до Махачкалы. Среди основных его преимуществ называется также создание условий для природоохранного, сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и промышленного развития прилегающих к каналу районов Калмыкии, Дагестана, Ставрополья, Ростовской области и улучшение водообеспечения населения аридной (засушливой) зоны.
Экологи узнали о готовящемся проекте строительства канала еще в 2004 году. Но в связи с тем, что воплощение этой идеи им казалось абсолютно нереальным, ей тогда не было придано особого значения.
Однако в мае с.г. руководитель Федерального агентства водных ресурсов Рустэм Хамитов заявил на форуме «Великие реки» в Нижнем Новгороде, что возглавляемое им агентство и Министерство транспорта РФ рассматривают возможность строительства канала, который свяжет Каспийское и Азовское моря. По его оценке, грузопоток по этому каналу был бы очень высок, учитывая объем транспортировки казахстанской нефти и товаров из Китая, идущих через Иран.
Кроме того, проект получил поддержку руководства Ставропольского края и Калмыкии. Экологи же считают, что канал нанесет непоправимый урон природе юга России. Транспортировка каспийской нефти создает угрозу разливов нефти в Азовском и Черном морях, экосистемы которых чрезвычайно уязвимы. К тому же планируется продолжение строительства канала в акватории мелководного Азовского моря для прохода крупнотоннажных танкеров, что еще больше подорвет экосистему моря. Добавим сюда тот факт, что для заполнения канала предполагается брать воду из Дона, Кубани, Терека и Кумы, но эти реки не имеют избытка водных ресурсов.
Наконец, появление канала угрожает особо охраняемым природным территориям, входящим в Кавказский экорегион.
Между тем сама идея строительства канала не нова. Еще в 30-е годы прошлого века был прорыт водный путь на участке более 300 километров от Дона до озера Маныч-Гудило, но стройке помешала война. В результате сильно пострадали экосистемы западного Маныча и Дона, качество воды в которых резко ухудшилось.
Потом в регионе планировалось построить 200-километровый канал Волга–Чограй. Но в 1989 году правительство СССР распорядилось остановить уже начавшиеся строительные работы и вывести технику из района во многом благодаря прошедшей массовой акции протеста. Тогда по всему Союзу было собрано более миллиона подписей против строительства канала. Впрочем, сейчас подобное представляется невозможным, так как гражданская активность населения стала несравненно ниже.
Ростов-на-Дону