В этом году Чукотка отмечает 115 лет со дня рождения Кивагмэ – знаменитого сказителя. Уже при жизни Кивагмэ стал легендарным. Молва о его силе воли, умении охотиться, рассказывать необычные истории разлетелась по всей Чукотке. Имя Кивагмэ переводится с эскимосского как кивакчанин, или рожденный в селении Кивак. И это крохотное эскимосское поселение почитаемо еще с тех далеких лет, когда расцвел талант сказителя.
Детство будущего сказителя было обычным. Как и многие сверстники, учился охотиться, стрелять из ружья, подкрадываться к добыче, терпеть холод, голод и быть выносливым. Мечтал стать пастухом-оленеводом – жизнь оленеводов, которые приезжали на оленях в Кивак для обмена оленьего мяса на шкуры нерп и лахтаков и жир морского зверя, казалась ему особенно зажиточной и сытной. Но в 12 лет Кивагмэ получил от своего деда в подарок ружье, с тех пор и определилась его судьба.
Он усиленно тренировался в стрельбе и вскоре стал лучшим среди кивакцев. Благодаря этому смог попасть стрелком на американскую китобойную шхуну и в течение пяти лет ходил на ней по морям. Побывал на Аляске, выучил английский язык.
На Аляске он покупал на свой небольшой заработок самое необходимое и ценное для своих соплеменников: бисер, иголки, нитки, плиточный чай. И все-таки не этими щедрыми, по мнению односельчан, подарками прославился Кивагмэ, а рассказами об увиденном в иных странах и землях – о городах, магазинах, больших зданиях.
Когда Кивагмэ было почти сорок лет, случилась беда. Бригаду охотников на морзверя оторвало на льдине и угнало в открытое море. Двое охотников из бригады в период дрейфа на льдине погибли, а Кивагмэ отморозил ступни ног.
Наукан, в котором жил в ту пору Кивагмэ, – небольшое поселение, приютившееся на высоком морском берегу. Разумеется, ни больницы, ни медиков в ту пору в селении не было. Когда началось гниение ноги и уже обнажились кости, Кивагмэ, понимая, что ему грозит гибель, сам себе ампутировал ступню.
Несколько месяцев Кивагмэ боролся со смертью и все-таки победил ее. Выходила его жена. Позже Кивагмэ признавался, что жена буквально поставила его на ноги. Вначале он ходил, опираясь на большую палку – костыль, позже только на клюку, а затем и вовсе без нее.
В дни болезни, чтобы отвлечься от грустных мыслей, вначале своим детям, а затем детям соседей и всего поселения Кивагмэ стал рассказывать сказки, сочиненные им самим. Позже послушать о былом, о необычной жизни зверей и людей приходили и взрослые.
В Наукане в ту пору проводились своеобразные состязания сказителей, и Кивагмэ становился неоднократно их победителем. Позже он перебрался из Наукана в Урелики, где работал пекарем. Кивагмэ единственный в селении знал, как выпекать хлеб, – научился в своей моряцкой жизни.
С появлением в 1933 году в селении Урелики учительницы Катерины Сергеевой многое в судьбе Кивагмэ изменилось. Катерина Сергеева стала записывать сказки Кивагмэ, как, впрочем, и сказки других эскимосов. Кивагмэ охотно и плодотворно помогал Катерине Сергеевой в создании эскимосского словаря, алфавита и письменности.
Умер легендарный сказитель в 1948 году. Катерина Сергеева успела записать большую часть сочиненных и рассказанных им сказаний. Впервые книга под названием «Сказки Кивагмэ», в которую была включена и повесть Катерины Сергеевой о Кивагмэ, вышла в свет в Магадане в 1962 году. Об этой книге с восторгом писали известный поэт Илья Сельвинский и знаменитый художник Рокуэлл Кент. Она была переведена на многие языки мира.
А вот родного поселения Кивагмэ уже нет. Селение Кивак попало под кампанию укрупнения сел и ликвидации неперспективных деревень. Всех жителей переселили в соседнее селение Сиреники.
Анадырь