Саратовские областные власти нашли способ регламентировать общение чиновников с журналистами. Распоряжением, которое подписал вице-губернатор Александр Бабичев, на глав местных министерств и ведомств возложили персональную ответственность за каждое слово, сказанное подчиненными, а сами министерства разделили по «категориям активности», предусмотрев для каждой определенное количество контактов с прессой.
В первую категорию (наиболее активную) вошли министерства здравоохранения и соцподдержки, сельского хозяйства, образования, строительства и ЖКХ – ответственные за реализацию национальных проектов. Ежемесячно для них предусмотрены однократный большой медиаконтакт в виде пресс-конференции, он-лайн-конференции, пресс-выезда и брифинга, два интервью и комментарий для электронных или печатных СМИ, а также подготовка ежемесячной справки по итогам работы и не менее 5 пресс-релизов. Чуть менее напряженный график медиаработы предполагается для министерств информации и печати, спорта, промышленности, транспорта, экономики, комитета по дорожному строительству, комитета по общественным отношениям и управления по обращениям граждан. Третья категория, объединившая традиционно «молчаливые» Министерство финансов, комитет по имуществу, комитет госрегулирования тарифов, природоохранный комитет и управление кадровой политики, загружена общением с журналистами по минимуму – одним интервью, одной справкой по итогам работы и тремя пресс-релизами ежемесячно. По отдельному, пока неизвестному плану предложено работать вполне открытому региональному МЧС.
Разработчики документа – комитет по общественным отношениям и Минпечати – утверждают, что в распоряжении указано минимальное число контактов, превышать которое не только разрешено, но и желательно.
«Это отнюдь не цензура, мы не вмешиваемся в деятельность СМИ, – заявил «НГ» министр информации и печати области Андрей Костенко. – Напротив, этим документом мы впервые обязали каждое ведомство ввести у себя должность специалиста, ответственного за взаимодействие с журналистами. К примеру, раньше в Министерстве финансов никогда не было пресс-секретаря, и министерство было фактически закрытым. Теперь же там издано распоряжение о введении соответствующей должности, и министру придется общаться с журналистами».
«Мы заботились об удобстве журналистов, которые должны получать из правительства не только оперативную, но и достоверную информацию, – считает председатель комитета по общественным отношениям областного правительства Максим Орлов. – В то же время неисполнение распоряжения кем-то из чиновников позволит министру информации воздействовать на него с помощью губернатора, который намерен лично контролировать его исполнение».
«Чиновники уже не раз предоставляли СМИ непроверенную информацию, которая затем не подтверждалась, – пояснил «НГ» Орлов. – Разумеется, власти заинтересованы в том, чтобы такого больше не случалось». Он также отметил, что при разработке документа его ведомство руководствовалось опытом других регионов и больших корпораций, где общение с журналистами давно регламентировано.
Между тем в ряде «трудных» ведомств, как уже стало известно, пытаются перейти на письменную форму общения с журналистами. Ведь устный контакт к отчету не подошьешь. В комитете по общественным отношениям и Минпечати такие поступки коллег называют «непросчитанными последствиями», которые обещано «изжить» в кратчайшие сроки.
Саратов