– Владимир Николаевич, неужели ситуация настолько печальная, как об этом говорят сегодня?
– Еще более печальная, чем мы ее себе представляем. Мы с конца 91-го года вымираем. У нас неприлично высокая смертность для индустриальной страны. Какое-то время шла компенсация за счет миграции, но теперь миграционный прирост крайне мал. А при такой низкой рождаемости, какая наблюдается в стране, какая бы ни была смертность, положительной демографической динамики не будет никогда. Причем сейчас у нас ситуация еще относительно благополучная. Трагичнее все будет через 5–7 лет.
Сейчас у нас рожают женщины, родившиеся сами в 80-е годы, когда в СССР было некоторое повышение показателей рождаемости. Они нам дают сравнительно большое число родившихся. С другой стороны, сегодня уходят из жизни те, кто родился в годы войны, их, естественно, очень мало. Через 5–7 лет на смену этому контингенту женщин продуктивного возраста придут те, кто родился в период с 1988 года до первой половины 90-х годов, когда шло повальное сокращение рождаемости, а смертность будет расти за счет тех, кто родился после войны, а таких людей очень много.
– Наверное, на рождаемость государство в ближайшей перспективе может больше повлиять, чем на смертность?
– Рождаемости способствуют (или не способствуют) две группы факторов. Основная – это то, что мы называем «потребность в детях». Речь идет о том, сколько детей хотели бы иметь семьи при самых благоприятных условиях. К сожалению, ситуация такова, что большинство российских семей более чем двух детей иметь не хотят. Даже при сплошной двухдетности мы будет «успешно» вымирать. Воздействие на этот фактор возможно, но меры здесь нужны не только и не столько экономические, сколько меры, связанные с изменением образа жизни, ценностей и т.д. В лучшем случае результат следует ожидать через два–три поколения.
Другая группа факторов – это то, что способствует или препятствует реализации этой самой потребности в детях.
– Имеются в виду социально-экономические проблемы?
– Да, и в первую очередь – жилье. Все наши исследования показывают, что реализация мер, связанных с помощью молодым семьям в приобретении жилья на тех или иных льготных условиях, когда льгота связана с рождением ребенка, даст эффект. Конечно, нужен и целый ряд мер социально-экономического порядка, которые повлияли бы на реализацию потребности в детях.
– Не возникает ли опасения, что в итоге значительные средства, выделенные на программу «Демография», будут растащены чиновниками. Не случайно в ряде регионов «под демографию» уже создают целые министерства...
– Деньги будут преимущественно бюджетные, если верить Посланию. Формы контроля над такими средствами существуют, так что тут я проблем не вижу. Что касается департаментов и министерств, то они, на мой взгляд, нужны.
У нас, к сожалению, в органах исполнительной власти нет структуры, которая целевым образом отвечала бы за демографию, есть только два чиновника высокого уровня, которые работают в Минздравсоцразвития. Но это на федеральном уровне, а на местах такого нет.
А такие структуры нужны. Это будет индикатором отношения к проблеме. Кто-то должен координировать работу.