Генерал-полковник Геннадий Трошев стал «первым атаманом России» в 2003 году, когда был назначен советником президента РФ по делам казачества. О том, чего удалось добиться за минувшие три года, он рассказал в интервью «НГ».
– Геннадий Николаевич, что такое российское казачество сегодня?
– Казачество в новейшей истории начало возрождаться в конце 80-х – начале 90-х годов, а наибольший размах этот процесс получил с принятием в 1991 году Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов».
В этот период был образован ряд крупных объединений казаков, таких как: «Союз казаков России», «Союз казачьих войск России и зарубежья», «Союз казачьих формирований» и другие. Ими было трудно управлять, да и объективно оценивать происходящее в этих структурах было сложно.
В эти годы в казачество пришло немало лидеров (да и просто казаков) с сомнительным прошлым и настоящим, в том числе и с уголовным, многие из которых и сегодня этого не скрывают. Их амбиции нанесли серьезный ущерб авторитету российского казачества. Кропотливая работа по возрождению исторических казачьих традиций фактически подменялась политическими лозунгами, а порой и провокационными призывами. Последствия этого ощущаются и по настоящее время.
После того как в середине 90-х годов была утверждена Концепция государственной политики по отношению к казачеству и издан Указ президента страны «О государственном реестре казачьих обществ в РФ», началось вхождение войсковых казачьих обществ в государственный реестр и их формирование как самостоятельных структур.
– Но кроме реестровых остались еще казаки-общественники...
– В стране органами юстиции всех уровней зарегистрировано более 600 казачьих общественных объединений. Это союзы, братства, формирования, фонды и т.п. Правда, многие из них малочисленны и неэффективны, а некоторые уже давно изжили себя. Я сделал запрос главам администраций субъектов Федерации о наличии на их территориях казачьих организаций, большинство регионов уже прислали нам соответствующую информацию.
Скажу откровенно: ситуация парадоксально-удручающая! Выявилось, что на территории одной и той же области (района, города) существует несколько казачьих организаций с одинаковым названием, численностью порой от пяти до 300 человек, а есть казачьи организации, представленные в единственном лице – атаманом в чине генерала казачьих войск, как, к примеру, в общественной организации казаков Мариинского района Кемеровской области «Станица Антибесская».
Такое положение дел не способствует единению казачества и его возрождению. Немало казачьих организаций находятся в состоянии «войны» друг с другом. Это наносит непоправимый ущерб казачеству, будоражит общественное мнение и вызывает законное недоверие у органов государственной власти к казачеству в целом.
Уставы некоторых общественных объединений предусматривают присвоение высших чинов своим атаманам, причем до генерал-полковника казачьих войск включительно! Соответственно, и атаман наделен аналогичным правом присваивать высшие чины. Люди справедливо смеются, обзывая таких казаков «ряжеными». Потому что право присваивать высший чин «казачий генерал» дано только президенту РФ (как и любое воинское звание «генерал» для всех офицеров силовых ведомств).
За эти годы при таком подходе к делу у нас было присвоено высших чинов столько, что их количество вполне сопоставимо с численностью высших офицеров в армии и других силовых структурах страны вместе взятых!
– Каковы перспективы казачества в ближайшие годы?
– Они связаны прежде всего с реализацией Федерального закона «О государственной службе российского казачества». К тому же правительством РФ сегодня разрабатывается ведомственная программа становления и развития государственной службы российского казачества.
Еще один важный вопрос – привлечение членов казачьих обществ к государственной службе. Сегодня казаки военную службу по призыву и по контракту проходят в 13 соединениях и воинских частях Вооруженных сил страны, которым присвоены традиционные казачьи наименования, а также на 42 погранзаставах и в некоторых частях Внутренних войск МВД России.
Один пример: военную службу по призыву и по контракту в таких частях за последние восемь лет только от Кубанского казачьего войска прошло около 7 тыс. чел. Так что, как видите, дел у казаков – непочатый край.
Государственное казачество России
С 1996 года в государственный реестр внесено 10 войсковых (Волжское, Всевеликое войско Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское, Сибирское, Енисейское, Иркутское, Забайкальское, Уссурийское) и 8 самостоятельных окружных (Балтийское, Северо-Западное, Прикамское, Верхнекамское, Астраханское, Амурское, Сахалинское, Якутский казачий полк) казачьих обществ. По состоянию на 1 января с.г., численность этих обществ составляет свыше 660 тыс. чел. Около 250 тыс. казаков взяли на себя обязательства по несению государственной и иной службы.