Встреча президента Ингушетии Мурата Зязикова со школьниками села Барсуки.
Фото Амирхана Хакиева
– Мурат Магометович, вы не раз подчеркивали, что главной своей задачей видите счастливое будущее подрастающего поколения. Какие меры предпринимаются руководством республики с тем, чтобы воплотить эти планы в жизнь?
– Прежде всего необходимо отметить, что, как заявил в своем ежегодном Послании Федеральному собранию глава нашего государства Владимир Путин, «России нужна конкурентоспособная образовательная система». Преобразования в образовательной системе нашей республики начались, когда была принята республиканская целевая программа «Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2004–2006 годы», нацеленная на модернизацию образования. Реализации приоритетного национального проекта «Образование» было посвящено и заседание Государственного совета, прошедшее в конце марта текущего года под председательством президента РФ В.В. Путина, в котором я тоже принимал участие как член Госсовета. Отрадно отметить, что наши начинания нашли отражение в приоритетном национальном проекте «Образование».
В республиканской программе предусмотрено решение таких проблем, как разгрузка действующих общеобразовательных учреждений через строительство новых школ, так как у нас еще велик дефицит ученических мест и многие школы работают в две, три, а то и в четыре смены, укрепление учебно-материальной базы школ, стимулирование педагогического труда, поддержка талантливой молодежи. И в этом направлении мы проделали очень серьезную работу. Значительно увеличился объем инвестиций в образование, учитывая приоритетность развития этого направления. В республике построено и реконструировано 12 школ на 4652 мест, включая коррекционную школу для слабослышащих детей, школы на 704 ученических мест в станице Орджоникидзевской, на 704 мест с дошкольным учреждением на 120 мест в с. Насыр-Корте, на 540 мест в с. Али-Юрте, школа с ФАПом и библиотекой в с. Бейни, дошкольные учреждения на 840 мест, клубный блок со спальным корпусом Горского кадетского корпуса в с. Сурхахи, физкультурно-оздоровительный комплекс в с. Сагопши и др. В результате ввода в эксплуатацию общеобразовательных учреждений общий дефицит ученических мест сокращен с 29,8 тыс. мест в 2001 году до 25,1 в 2005 году.
Построен новый корпус университета в Гамурзиевском муниципальном округе, проведена реконструкция здания медицинского факультета и корпуса химико-биологического факультета в Назрани.
– Что еще делается в республике для оптимизации системы образования?
– Дважды, в 2004 и 2005 годах, в республике была увеличена заработная плата учителям. Ежегодными премиями отмечаются лауреаты республиканского конкурса «Учитель года» и учащиеся – победители всероссийских и зональных олимпиад. Основные направления, содержащиеся в этом проекте, вселяют надежду на то, что в скором будущем мы будем иметь достаточно эффективную систему образования. Реализация их происходит поэтапно. К примеру, одним из направлений стало представление субъектам субсидий на выплату вознаграждений педагогическим работникам за классное руководство.
Эту задачу мы начали реализовывать сразу же. Одной из первых в РФ республика включилась в эту работу. Мною был подписан указ «О вознаграждении за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ Республики Ингушетии» и было принято постановление правительства республики «Об утверждении порядка и условий выплаты вознаграждений классным руководителям».
Для поощрения талантливой молодежи мною была учреждена 81 стипендии для лучших студентов и аспирантов, обучающихся в иногородних вузах, и отдельно – для студентов и аспирантов Ингушского государственного университета. Результаты этой работы видны уже сегодня.
Совсем недавно я встречался с победителями Всероссийской олимпиады по праву, проходившей в подмосковном Королеве. В номинации «За лучшее знание трудового права» победителями Олимпиады стали учащиеся гимназии № 1 г. Назрань и гимназии № 1 г. Малгобек. Такого высокого результата наши учащиеся из Ингушетии не достигали ни разу за 12 лет.
Учащиеся из Ингушетии принимали участие и в Московском международном форуме «Одаренные дети» и заняли 95 призовых мест, из которых 2 Гран-при и 24 первых места.
– Мы знаем, что вы являетесь вице-президентом этого форума┘
– Да (улыбаясь). Кроме того, около 20 учащихся инновационных учреждений стали лауреатами XXI Всероссийской открытой конференции обучающихся «Юность, наука, культура», которая традиционно проводилась Министерством образования и науки РФ в детском доме отдыха Управления делами президента Российской Федерации «Непецино» при поддержке Комиссии по образованию и науке, Молодежной палаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.
– Какая помощь со стороны федерального Центра предполагается республике в реализации национального проекта «Образование»?
– Из федерального бюджета республике выделены субсидии на выплату за классное руководство более 50 млн. руб., из которых классным руководителям произведены выплаты за первые три месяца нынешнего года – январь, февраль, март. Работа эта продолжается.
Необходимо выделение средств для реализации в рамках ПНПО программы «Школьный автобус». Для нашей республики, где преобладает сельская зона, это особенно важно.
Нужна помощь Центра в обеспечении общеобразовательных учреждений средствами противопожарной безопасности. Кстати, Рособразование нам оказало в этом существенную помощь – республика получила 21 комплект современного противопожарного оборудования «Тревожная кнопка» на общую сумму 10,3 млн. руб. Мы, в свою очередь, изыскиваем средства для установки этого оборудования. Но этого далеко не достаточно.
Предусмотрено выделение федеральным Центром для наших школ грантов согласно квоте. В соответствии с соглашением между Министерством образования и науки РФ и правительством Республики Ингушетия из республиканского бюджета на 2006 год на эти цели выделены четыре миллиона рублей.
Следующим этапом является предоставление грантов президента РФ общеобразовательным учреждениям, активно внедряющим инновационные образовательные программы. Своевременно разрабатывается и принимается нормативно-правовая документация, созданы республиканский координационный Совет, экспертные группы, конкурсные комиссии, которые уже приступили к своим функциональным обязанностям.