Дмитрий Козак – самый неулыбчивый из полпредов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В минувшую субботу исполнилось шесть лет институту полпредов президента РФ в федеральных округах. Как ни странно, но практически все семь полпредов, в ведении каждого из которых находятся огромные территории страны, практически полностью выпали из информационного поля. Не ощущается их присутствия и в большой политике. О полпредах пресса вспоминает только при назначении очередного главы региона или же в случае, когда им приходится тушить очередной «пожар» в своем округе.
В последнем плане, пожалуй, чаще всего упоминается полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. Правда, в его беспокойном округе и «вспыхивает» чаще. Что касается назначений глав регионов ЮФО, то при этом фамилия полпреда звучит крайне редко, так как, похоже, большинство назначений происходит без его участия.
Полпред без пиара
Даже президент Адыгеи Хазрет Совмен, подвергший Дмитрия Козака беспрецедентно жесткой и публичной критике, сумел сохранить свое кресло. Полпреду же пришлось собирать старейшин Адыгеи и убеждать их, что «нет никаких оснований для обсуждения темы присоединения республики к Краснодарскому краю». В общем, гасить очередной «пожар».
Кстати, Хазрет Совмен – не единственный руководитель субъекта ЮФО, у которого не сложились отношения с Дмитрием Козаком. В свое время, когда полпред предлагал ввести внешнее финансовое управление в ряде дотационных регионов ЮФО, против его инициативы довольно резко выступили практически все главы субъектов округа. Как уже писала «НГ», полпред оказался, по сути, отстраненным от кадровых решений при назначении глав регионов, что, кстати, особенно ярко проявилось при назначении президента Дагестана, когда вопрос о своем преемнике экс-глава Госсовета республики Магомедали Магомедов решил непосредственно во время своей встречи с Владимиром Путиным, куда Козака не пригласили.
Неудивительно, что в Ростове-на-Дону не утихают слухи о скором возвращении Дмитрия Козака в Москву. То он должен отправиться в Москву, чтобы сменить председателя правительства Михаила Фрадкова, то ему прочат место генерального прокурора, сейчас Козака сватают на пост министра юстиции. Правда, пресс-секретарь полпреда Федор Щербаков опровергает эту информацию: «Слухи мы не комментируем, тем более что они возникают уже не впервые».
В донскую столицу Дмитрий Николаевич Козак (или, как зовут его за глаза подчиненные, ДНК) приехал со своим пресс-секретарем Федором Щербаковым, 26-летним выпускником МГУ. Это был первый человек из Москвы, которого привез с собой новый полпред. До этого Щербаков уже прошел свой испытательный срок, работая у Козака пресс-секретарем в правительстве. Как рассказал Щербаков «НГ», до прихода в команду Козака он работал на Первом канале.
Пресс-служба в полпредстве в отличие от предыдущих немногочисленная. Кроме Федора Щербакова в ней еще три человека, двое из которых занимаются аналитикой. До пресс-секретаря полпреда можно в любое время суток дозвониться и получить короткий комментарий, правда, как правило, чисто «протокольный» и потому скучный. Договориться же об интервью с кем-либо из руководства аппарата в ЮФО, не говоря о полпреде, практически никому еще не удавалось. Правда, пару раз засветился в местных СМИ Александр Починок. Сам Козак, как правило, ограничивается лишь «подходами к прессе», когда выезжает сглаживать острые углы очередного конфликта.
«Дмитрию Козаку незачем себя пиарить, – говорит Щербаков, – а если и происходит что-то важное, он об этом всегда заявляет». Действительно, на фоне своих предшественников – Виктора Казанцева и Владимира Яковлева – Дмитрий Козак крайне немногословен. Кстати, генерал Казанцев даже создал газету полпредства, назвав ее без изысков – «Южный федеральный».
Кроме пресс-секретаря у Дмитрия Козака в команде работают еще три москвича. Самым удивительным для всех стало прибытие из столицы в Ростов Александра Починка, который до этого возглавлял Министерство труда и социального развития. В полпредстве он возглавил блок по социально-экономическим вопросам. Извечный оптимист Починок убежден, что за 5 лет можно изменить ситуацию где угодно, а за 10–15 лет – полностью навести порядок. Пока, правда, не удается.
Вахтовым методом
Прописываться в Ростове как полпред, так и его ближний круг, похоже, не намерены. Работают вахтовым методом: в пятницу вечером самолет полпреда Ту-134 уносит его с соратниками в столицу к семьям (время полета – 1 час 35 мин.), а в понедельник утром все возвращаются.
Как сообщили «НГ» в авиационной группе «Планета», специализирующейся на VIP-перевозках, рейс из Ростова-на-Дону в Москву и обратно Ту-134, оборудованного по среднему уровню комфортности (впереди салон 1-го класса, сзади – бизнес-класс), будет стоить минимум 18 тыс. долл. «Это если гнать самолет туда и обратно без пассажиров и не тратиться на сервисное обслуживание, – пояснил корреспонденту «НГ» один из менеджеров. – Если же там будет хотя бы полтора десятка пассажиров, цена вырастет примерно до 20 тысяч долларов».
«Есть Ту-134, отделанные как иномарки, с кожаной красивой мебелью, диванами, – сообщил наш источник. – Такие самолеты подороже – цена будет сильно зависеть и от комфортности, и от количества пассажиров, от того, какой объем сервиса купит пассажир. Потому что питание можно организовать на пассажира – от 15 до 100 долларов на человека. Сервис в аэропорту – это либо проход через обычный терминал, либо через бизнес-терминал – там тоже разница от 30 до 200 долларов. И может набежать еще плюс 5 тысяч долларов».
В общем, за время работы в ЮФО полпред провел в Ростове не так уж много выходных. Александр Починок как-то признался журналистам, что не может перевезти в Ростов свою жену, а следовательно, и детей, так как «у супруги достаточно высокая должность в Москве, и найти аналогичную здесь будет весьма и весьма сложно».
Любопытно, что после Нового года ряд российских СМИ сообщил, что Дмитрий Козак отмечал новогодние праздники на модном и самом дорогом швейцарском курорте Куршевель. Но, как пишет ростовская газета «Южный репортер», его просто перепутали с Починком. А сам Дмитрий Козак был с семьей тоже в Швейцарии, но не в Куршевеле.
Так как в округе большую часть времени Дмитрий Козак работает в режиме «пожарного», гася вспыхивающие в субъектах конфликты, в своей служебной квартире, которая находится в элитной многоэтажке на Пушкинском бульваре, он появляется крайне редко. Этот кирпичный дом, с сигнализацией, консьержкой и охранником, был построен несколько лет назад. В нем в основном живет местная элита, включая мэра Ростова-на-Дону Михаила Чернышева. Кстати, на этом же бульваре, занимая один из этажей старинного особняка, проживает и семья губернатора Ростовской области Владимира Чуба. Служебная квартира Дмитрия Козака обставлена удобной, но простой, без лишних изысков мебелью.
Поговаривают, впрочем, что с потеплением полпред намерен переселиться в одну из хорошо охраняемых гостиниц на левом берегу Дона, где минимальная стоимость номера в сутки не менее 100 долларов.
По Ростову полпред передвигается, как и положено высокопоставленному чиновнику, в сопровождении охраны. Но движение при этом, как это было при его предшественниках, в городе не перекрывают. В гараже у полпреда солидные иномарки, но бронированных машин нет. По округу полпред перемещается в основном на своем самолете. Полпредский Ту-134 разделен на три части. Первая предназначена для полпреда. Здесь наиболее уютно: небольшой диван и стол, на котором можно разложить документы или карту. Во втором салоне все, как в обычных самолетах, – только кресла. Здесь находится команда полпреда – его помощники и советники, а также приближенная пресса. Третий отсек предназначен для охраны.
Скромный и неулыбчивый
С телеэкранов, хоть и не так часто, полпреда привыкли видеть в костюме, при галстуке и в бессменной голубой рубашке. Не в пример своим предшественникам, он почти никогда не улыбается. Рассказывают, что на первых порах, учитывая местный менталитет, Дмитрию Козаку пришлось нелегко. Дело в том, что полпред – не любитель шумных застолий, которые поначалу здесь пытались устроить в его честь.
Полпред, как утверждают его сослуживцы, в еде неприхотлив. Заморским деликатесам предпочитает простую кухню. В числе любимых блюд борщ, картофель, отбивная┘ «Обед с полпредом прошел быстро, по-деловому, – поделился своим впечатлением с «НГ» один из губернаторов. – Не пили».
В полпредстве, естественно, на первом этаже есть своя столовая, где всего за 50 рублей можно вполне прилично поесть. В меню, как правило, борщ, супы, рагу, плов, соки, компоты, пирожные, пирожки┘ При Викторе Казанцеве, рассказывают, еда в полпредовской столовой была «ужасной, буквально солдатской, ее привозили в термосах и, похоже, из какой-то воинской части». Теперь в полпредстве своя кухня. Рядом с общим залом столовой находится небольшая комната для VIP-персон (полпреда и его близкого окружения), а также важных гостей. Для них – то же самое меню, без горячительных напитков.
Люди из окружения Козака, «пережившие» уже двух полпредов, отмечают, что в нем «сидит» прежде всего юрист: корректен в поведении, каждое слово, перед тем как сказать, взвешивает. Чем, конечно же, выгодно отличается от первого полпреда Виктора Казанцева. Рассказывают, что во времена Казанцева все должны были оставаться на своих местах до тех пор, пока генерал не покинет свой кабинет: а вдруг кто-то понадобится? Теперь же все по-иному, да и сам Дмитрий Козак, когда задерживается на работе, а это бывает очень часто, может позвонить в отдел, поблагодарить и сказать, что все свободны.
Не такой, как прежние
Кроме того, что при генерале в коридорах полпредства часто, как рассказывают чиновники, звучали «маты-перематы», Виктор Казанцев в основном подбирал в штат не по профессиональному признаку, а по личному знакомству. В итоге в его команде оказалось немало бывших офицеров, привычных к командному стилю руководства. Именно по этой причине здесь наблюдалась большая текучесть кадров. При этом «люди Казанцева» часто попадали в сомнительные истории. Достаточно вспомнить, как в Пятигорске у придорожного кафе был ранен федеральный инспектор аппарата полпреда в ЮФО Александр Коломийцев. Он «принял» пули, предназначавшиеся крупному криминальному авторитету Гено, с которым федеральный инспектор в тот вечер ужинал в кафе.
Что касается сменившего Казанцева Владимира Яковлева, то он менее чем за полгода руководства округом запомнился только идеей переноса железной дороги с Черноморского побережья в горы да инициативой участия южнороссийского бизнеса в инвестиционном форуме в Санкт-Петербурге. Больше Яковлев ничего не успел, в том числе и построить себе дом в первой столице донского казачества – Старочеркасске (в 35 км от Ростова), о котором якобы мечтал.
Сегодня, после скандального раздела имущества по суду со своей бывшей супругой Тамарой Казанцевой, стало известно, что за период своего полпредства генерал успел стать владельцем контрольного пакета акций одного из крупнейших предприятий на Кубани по производству мяса. Кроме того, в ходе судебного разбирательства общественность узнала, что Казанцевы еще имели несколько торговых центров в Краснодаре, элитный медицинский центр «ТАНАК» и роскошный особняк в Ростове.
* * *
В отличие от первого полпреда Дмитрий Козак, похоже, местным бизнесом не интересуется, дом себе строить не собирается. Наверное, действительно надолго задерживаться в «кавказской ссылке» не собирается.
Ростов-на-Дону