В Ижевске восстанавливают традиции кулачных боев.
Фото Александра Горбунова
Нынешней весной на Масленицу в Ижевске с подачи местных казаков начала восстанавливаться традиция русского кулачного боя во время народных праздников и гуляний. «Юношам полезно наблюдать и самим участвовать в этом, чтобы изучать военную тактику», – считает атаман Денис Рожков. В честь 100-летия со дня рождения Мусы Джалиля провели весной соревнования по национальной борьбе и местные татары. Однако нынешние рукопашные состязания ни в какое сравнение не идут с прежними, крайне жестокими.
Историю кулачных боев в городе оружейников на Иже хорошо изучил местный историк Евгений Шумилов. Драками заканчивались почти все зимние праздники – от Рождества до Пасхи. Самым любимым местом встреч соперничающих сторон стал лед Ижевского пруда. Здесь сходились стенка на стенку, район против района, Колтома против Зареки или Гора против Карлутки. Места ристалищ были известны, и болеть, подзадоривать и оттаскивать пострадавших сходились все окрестные жители. Это было волнующее зрелище – как коррида для испанцев. Без увечий не обходился ни один праздник, но особенно много пострадавших оставалось после кулачных боев.
Бойцы не миндальничали, не церемонились. Били лежачих, резали ножами, использовали кастеты, свинчатки. Подполковник Лилиенталь писал в 1893 году: «Все рабочие здесь привыкли носить при себе различные оружия самообороны (ножи, кистени, мешочки, наполненные дробью). По закону здешнему, при нанесении легких ран допускается примирение с вознаграждением в 10–15 рублей. Поэтому среди рабочих развилось легкое отношение к здоровью своего ближнего». А газета «Вятские губернские новости» сообщала сто лет назад: «Слишком народ тут боек да греховодник: жисть человеческую совсем не жалеет».
Один такой старинный кастет можно было видеть в музее Удмуртского МВД. Он сделан из цельного листа стали, вокруг колец для пальцев выточены зубцы, а с обеих сторон кулака выглядывают пики. Приложишь такой – и человеку обеспечена тяжелая травма.
На замерзшем льду Ижевского пруда сходились жители тогдашнего поселка Ижевский Завод без различия национальностей. Особенно сильными бойцами считались татары. Они обычно выступали за Зареку, где компактно проживали и в прежние времена, и живут сейчас. Залогом успеха был трезвый образ жизни. Трезвый против пьяного всегда имеет преимущество. Хорошо дрались и немецкие мастера. Они привезли в Ижевск модный тогда в Европе бокс. А вот русские, хоть и не всегда трезвые, мастеровые, брали азартом, силой, смекалкой.
Сто лет назад лучшим бойцом слыл в Ижевске Мишка по прозвищу Колтома. А после армии он и вовсе стал легендой. Мишка-Колтома служил на Дальнем Востоке при штабе генерала Куропаткина, где подружился с китайским переводчиком – бывшим тибетским монахом. Ижевчанин спас его от рук бандитов-хунгузов, и в благодарность тот открыл Мишке тайны восточного боевого искусства. На Русско-японской войне Мишка был контужен и по этой причине демобилизован.
Поначалу, вернувшись в Ижевск, Мишка не применял восточные приемы. Но однажды в кулачном, честном – по ижевским меркам, бою кто-то саданул его колом по голове сзади. То ли этот кто-то был из противников с другой поселковой стороны, то ли не разобрался толком боец, но начал он крушить всех и вся. Да не просто кулаком, а с прыжками, стойками, ударами ног по суставам и пальцами по глазам и при этом издавал истошные крики. При этих звуках у противников кровь леденела. Когда же его попытались достать шестом, он шест выхватил и устроил вокруг себя такую карусель, что подойти к нем никто не смог. Так Колтома в лице Мишки одержала убедительную победу над Зарекой и Горой.
Потом говорили в поселке, что поверженные соперники пытались отомстить Мишке и напали на него с ножами ночью, но и тут Мишка отбился. После этого Мишка на открытые бои не выходил. Но ижевчане видели его во дворе собственного дома занимающимся какими-то неведомыми упражнениями.
Перед Первой мировой войной Мишка исчез. Ходили разговоры, что он появлялся в родном местечке в 1919 году в чине капитана контр-разведки армии Колчака. На том следы его и потерялись, как потерялись следы тысяч ижевчан-мастеровых, отступивших на восток вместе с Белой армией и навсегда покинувших Отечество.
А традиции кулачных боев вдруг дали о себе знать в 80-е годы прошлого века перед самой перестройкой, когда ижевская молодежь начала устраивать драки на танцплощадках, разделяясь по географическому признаку: Центр дрался против Металлурга (по-старому – Колтома), Ошмес – против Зареки, Автозавод – против Центра. Милиция пыталась предотвращать драки, но они по-прежнему вспыхивали с завидной регулярностью. Каждый выходной заканчивался потасовкой. Я была свидетелем одной из драк на танцплощадке в парке культуры и отдыха имени Кирова. Знающие люди говорили: драка будет, так как приехали автозаводские. Милиция буквально оцепила танцующих, не спуская с них глаз. И вдруг как по сигналу все парни враз начали мутузить друг друга. Девушки с визгом разбежались. Служилые бросились разнимать, самых задиристых затолкали в милицейские «уазики» и привезли в Октябрьское отделение. «За что? – спрашивали задержанные с невинными лицами. – Мы не дрались, а обнимались, так как давно не виделись». А сорганизованная колонна с танцплощадки уже подходила к отделению милиции требовать освобождения друзей.
Тогда такие колонны маршировали по городу регулярно, наводя на горожан страх. Но началась перестройка, ребята разбрелись по бандитским группировкам, и многих постреляли в разборках. Расстреляли из автомата Калашникова прямо дома вместе с семьей и замминистра внутренних дел Удмуртии Николая Перевощикова, который возглавлял тогда операцию по предотвращению молодежных драк. Сейчас уцелевшие стали крутыми бизнесменами и с улыбкой вспоминают свою бурную молодость.
А история ижевских кулачных боев продолжается, переместившись на места проведения национальных праздников и в спортивные залы. Пока – в организованном, урезанном, приглаженном, сувенирном виде. Но как знать! В определенных общественных условиях кулачные бои могут заявить о себе вновь. Людям свойственно стремление к риску, к чувству опасности, игра адреналина, словом.
Ижевск