Руководство Чечни потребовало полной демилитаризации республики. На пресс-конференции в Москве председатель Народного собрания Чечни Дукваха Абдурахманов реанимировал идею, озвученную еще Ахмадом Кадыровым, о выводе из республики всех без исключения федеральных сил (кроме пограничников) и передаче полномочий по обеспечению безопасности местным силам правопорядка. «Считаю, что в республике сегодня должны оставаться пограничники, остальные силы – полки, дивизии, которые там есть, могут быть безболезненно выведены, – заявил Абдурахманов. – Их заменили местные МВД и служба безопасности. Остальные войска там не нужны».
Это первое за последние годы заявление представителя чеченской власти о необходимости столь радикальной демилитаризации республики. До этого президент Чечни Алу Алханов и премьер-министр Рамзан Кадыров, требуя вывода лишних, по их мнению, войск, соглашались оставить в республике на постоянной основе 42-ю мотострелковую дивизию Минобороны РФ и 46-ю бригаду Внутренних войск МВД РФ.
Добавим, что на следующий день после своего заявления Абдурахманов на заседании комиссий обеих палат чеченского парламента по промышленности, транспорту и связи, посвященном проблемам нефтегазового комплекса, подверг критике федеральный Центр уже в вопросах экономики. «Роснефть» получает от чеченской нефти 17 миллиардов рублей, а Чечня от этой суммы – 300 миллионов рублей, – заявил спикер. – Я, как гражданин и один из руководителей республики, мириться с этим не хочу. Вопрос должен быть внятно поставлен, разъяснен и доведен до руководства РФ».
Заметим, что такие критические высказывания спикера парламента ЧР в адрес Москвы стали звучать сразу же после состоявшегося в минувшую среду в Кремле совещания руководства Чечни и администрации президента РФ по выработке уже пятого по счету варианта договора о разграничении полномочий между федеральным Центром и Чечней. Как известно, в отношении текста договора у Москвы и Грозного нет единого мнения. Кремль отстаивает принцип централизации управления Чечней, Грозный хочет большей самостоятельности. Алу Алханову и назначенному недавно главой правительства Рамзану Кадырову говорить об этом, видимо, пока не с руки. Подобные идеи успешно озвучивает недавно избранный лидер парламента Чечни.
Похоже, эти инициативы в Кремле принимаются в штыки. В минувшую пятницу полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак заявил, что недавно в Грозный из Кремля направлен новый проект договора о разграничении полномочий между федеральным Центром и Чечней: «Мы до 20 апреля ждем конкретных предложений от правительства Чечни». По словам полпреда, «в последнем предложении, датированном 13 июля прошлого года, есть неприемлемые позиции, которые будут обсуждаться в правительстве, но это рабочий момент». «Сегодня говорить, что приняты конкретные решения о каких-то конкретных преференциях, о составе федеральных сил на территории Чечни, нельзя, – подчеркнул Козак. – Таких решений на сегодняшний день нет. Мы ждем предложений».
Правительство Чечни своего официального отношения к новому варианту договора еще не высказало. Однако Абдурахманов дал ясно понять, чего хочет Грозный. Если учитывать нефтедобычу, полагают в республике, то Чечня формально не является дотационным регионом. Да и основная тяжесть борьбы с боевиками лежит на местных правоохранительных органах, а также чеченских формированиях, действующих в составе федеральных сил (батальоны Минобороны РФ «Запад» и «Восток» и создаваемые новые батальоны ВВ МВД РФ «Север» и «Юг»).
Несмотря на это, отдавать инициативу в поддержании безопасности на территории Чечни местной милиции руководитель Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией генерал-полковник милиции Аркадий Еделев не спешит: «Говорить о полной передаче функций пока преждевременно». Не считает возможным пока вывод войск из ЧР и главком ВВ МВД генерал-полковник Николай Рогожкин. О том, что из Чечни могут быть выведены 42-я дивизия Минобороны и 46-я бригада ВВ МВД вообще речи никто не ведет.
Таким образом, споры между Москвой и Грозным о содержании Договора по разграничению полномочий разгораются с новой силой. В эти споры в отличие от прошлого года активно вмешалась недавно образованная законодательная власть Чечни, которая, по сути, и представляет чеченский народ. Не исключено, что в ближайшие дни (то есть до 20 апреля) мы познакомимся с новыми инициативами спикера Народного собрания ЧР Дуквахи Абдурахманова. Между тем уже ясно, что поддержанная «Единой Россией» высшая законодательная власть Чечни имеет во многом иные взгляды на принципы взаимоотношений между Грозным и Москвой. Следует вспомнить, что именно подобного рода противоречия стали причиной прихода к власти в Чечне в начале 90-х гг. генерала-сепаратиста Джохара Дудаева. Сейчас, правда, не то время. И власть в Москве покрепче, чем была тогда. Однако это никак не влияет на суть противоречий, которые накопились в Чечне за постсоветское время, породили две гражданские войны на Северном Кавказе и уже более 15 лет никак не разрешатся.