Этой весной страну, по всем прогнозам, ожидают очередные масштабные наводнения. Это, как известно, не только широко распространенные, но и слабо управляемые катастрофы. Согласно статистике, они составляют третью часть всех бедствий на земле. Россия здесь, увы, не исключение.
Площадь паводкоопасных территорий в России составляет 400 тыс. кв. км. Из них катастрофические последствия проявляются на территории в 150 тыс. кв. км, где расположены 300 городов, десятки тысяч других поселений, а половина этой площади занята сельхозугодьями. С особой силой и разрушительностью наводнения проявляются в горных долинах и на прилежащих к ним равнинах. Это в первую очередь Северный Кавказ и Предкавказье, Южная Сибирь, Забайкалье и юг Дальнего Востока. Горный рельеф, ливневые дожди циклонов, а на Дальнем Востоке – тихоокеанские тайфуны обеспечивают быстрое течение воды со склонов, из притоков в магистральные реки и резкий подъем их уровней.
Вызывают наводнения и ледовые заторы на реках европейской части страны, в Сибири и на Амуре. На верхнем Амуре, в Хинганском ущелье, на Зее (до перекрытия плотиной ГЭС) уровень воды в наводнения поднимался до 12–14 м над меженью. При этом разливы рек могут достигать десятков километров вширь. На Средне-Амурской низменности разлив Амура приводит к затоплению поймы в полосе шириной до 30 км. Нынешняя весна с большими снегами по всей стране наверняка приведет к почти повсеместным паводкам и наводнениям.
В наши дни наводнения «сливаются» с проявлением всеобщего потепления, которое сказывается на реках в учащении паводков с выпадением большего количества осадков. Но и роль человеческой деятельности все возрастает. Среди антропогенных факторов прежде всего выступают сведение лесов, вырубка и лесные пожары, нарушение режима водоохранных зон, хозяйственное освоение пойм, в том числе их распашка.
Для защиты от наводнений в стране построены многочисленные водохранилища. Однако их появление чревато другими негативами. В их числе размыв и отступание берегов, переселение населения, нарушение путей миграций рыб и животных, снижение их видового разнообразия и др. От наводнений страдают обитатели поймы, погибает их потомство. Сооружение противопаводковых дамб, защищающих земли от подтоплений, в то же время приводит к нарушению почвенного покрова, разрушению экосистем на огромных площадях.
К сожалению, в России наряду с ломкой народного хозяйства в эпоху вхождения в рыночную экономику оказалась разрушенной и система принятия мер по снижению ущербов от наводнений и прогнозированию этого явления. Главное, что оказалась сведенной до неразумного минимума система гидрометеонаблюдений на реках, водохранилищах и в горах. Не закрыли бы, к примеру, станции наблюдений в Кармадонском ущелье, был бы своевременно сделан прогноз динамики ледника Колка и сохранились бы многие человеческие жизни. Полноценная сеть гидропостов в бассейне Лены позволила бы дать более точный прогноз ледяных заторов на реке и предупредить недавнее разрушение Ленска.
У ученых есть четкая концепция по разработке мер защиты от наводнений и снижения ущербов от них. В ней намечены первоочередные и долгосрочные задачи. В их числе исследование факторов, ведущих к росту катастрофических наводнений, районирование и картирование пойм с видами хозяйственного использования. Инженерные сооружения по защите от наводнений должны быть надежными и сопровождаться минимальными нарушениями природной среды. Но главное – в стране должна быть четко работающая система по прогнозированию паводков и наводнений, а также система своевременной информации населения о времени наступления наводнения, максимально возможных уровнях воды и продолжительности.
Вопросы управления водными ресурсами и стоком рек, защиты от наводнений населенных пунктов и хозяйственной инфраструктуры, экосистем должны найти отражение в новом Водном кодексе Российской Федерации. Увы, проект этого документа вот уже третий год не может довести до «рабочего» состояния Государственная Дума.
Кроме того, необходимо принятие федерального закона об охране населения и хозяйства от стихийных бедствий. А пока регионы в основном на свой страх и риск, больше полагаясь на МЧС РФ, встречают разгулявшиеся стихии и расхлебываются с их последствиями как могут. В случае с Амуром, к примеру, правительство почему-то не рискнуло даже признать чрезвычайным положение из-за бензольного пятна, хотя под реальной угрозой оказались сотни тысяч жителей Приамурья.