С отвратительными проявлениями антисемитизма сталкиваются во многих российских регионах.
Фото ИТАР-ТАСС
В Томском областном суде завершен один из самых громких уголовных процессов в Сибирском регионе. Речь идет о деле, возбужденном в 2002 году по факту подрыва растяжки с надписью «Смерть жидам!» на автотрассе Томск–Межениновка. При снятии плаката пострадали двое сотрудников дорожно-ремонтного предприятия.
По совокупности преступлений главарю группировки Виктору Лукьянчикову назначено наказание в виде 23 лет лишения свободы в колонии строгого режима, его подельнику Игорю Кириллову – 20 лет. Третий участник – Владимир Истомин – с учетом явки с повинной и активного содействия следствию приговорен к 6 годам и одному месяцу лишения свободы условно.
55-летний Виктор Лукьянчиков – известный в области предприниматель средней руки. Его основной бизнес – выпечка популярного в Томске так называемого «апрелевского» хлеба. Также в сфере его интересов производство зерна, свиноферма, изготовление в небольших объемах пиломатериалов.
Суд доказал, что одним из ведущих мотивов совершенных преступлений было «установление трудовой дисциплины». В своем бизнесе Лукьянчиков активно использовал рабский труд: на него работали, как правило, бомжи, не обремененные кровом и каким-либо имуществом. Хозяин предоставлял нищим бродягам небольшую зарплату, а также кров и еду. За провинности работники подвергались избиениям, издевательствам и унижениям.
Специфика трудовых ресурсов (люди пьющие, многие из них сидевшие) давала себя знать: тащили что плохо лежало, продавали и пили. Два убийства и были совершены как раз с целью отомстить за проступки и другим в назидание.
Один рабочий пилорамы был Лукьянчиковым уволен. Уволенный решил «хлопнуть дверью» – избил охранника и прихватил с собой бензопилу и рацию. Тогда хозяин заставил своего водителя Кириллова найти вора и вернуть его. Сам Лукьянчиков и решил судьбу «преступника», застрелив его из пистолета в кочегарке при свидетелях.
Еще одной жертвой стал рабочий по фамилии Чайковский. Ему, прежде неоднократно судимому, было поручено охранять зерно. Он и «сохранил» – 40 мешков зерна исчезли, как не бывало. Чтоб неповадно было другим, был убит и Чайковский.
Надо сказать, что Лукьянчиков, человек, имеющий высшее образование, по своей натуре был настоящим хозяином, трудягой, который не чурался любой работы: в кочегарке, на полях┘ Но в какой-то момент в условиях полного отсутствия сдерживающих факторов, видимо, почувствовал себя не просто всевластным хозяином, а настоящим императором. Кстати сказать, именно «Империей» называлась его пекарня. Дошло до того, что официальные документы он стал подписывать «император Лукьянчиков». А провинившиеся «подданные» подавали ему объяснительные записки с обращением «Императору Лукьянчикову».
Ощущение вседозволенности привело к самосудам. Когда «Императору» стало известно, что у работницы его бухгалтерии обнаружилась недостача, была устроена акция устрашения – ночью по указанию шефа его работники устроили стрельбу из ружей по окнам квартиры, в которой проживала провинившаяся.
Аналогичная акция была совершена и в отношении главы администрации села Петухово, которая пресекла попытку Лукьянчикова вывезти бетонные плиты с брошенного объекта. Ей в наказание ограду дома облили бензином и бросили гранату, которая, к счастью, не взорвалась.
Впрочем, некоторые преступления «Императора» носили и идейный, скажем так, характер. По убеждению Лукьянчикова, достойной жизни заслуживают лишь русские, а не инородцы, из которых особую его неприязнь вызывали евреи, «убившие», по его словам, «российского царя и захватившие власть в стране».
Когда-то он даже контактировал с деятелями Русского национального единства (РНЕ). Но до создания серьезной организации дело не дошло. «Император», правда, какое-то время даже держал у себя на предприятии лидера томского отделения РНЕ Павла Рожина, который в столовой предприятия в обеденное время проводил «политинформации». Кроме того, еще в 90-е годы лукьянчиковские хлебовозки «украшала» свастика. Но полностью отдаться борьбе с инородцами, поднять борьбу с ними на качественно иной уровень, запала у Лукьянчикова не хватило. Хотя при обыске у «Императора» был изъят целый арсенал оружия: оружие огнестрельное, боеприпасы и взрывные устройства.
Нашумевший плакат был установлен в 2002 году. По словам свидетелей, Лукьянчиков рассуждал так: русские плакат, естественно, трогать не будут, а снимут его евреи, которые и подорвутся на «растяжке».
В том же году он дважды пытался организовать еще одну карательную акцию. Узнав, что меню одного из популярных местных ресторанов было одобрено еврейской общиной, «Император» дал указание Игорю Кириллову разлить в зале ресторана металлическую ртуть. Тот делал это дважды, но оба раза ртутные лужи вовремя обнаруживала уборщица.
Была у Лукьянчикова и заветная мечта – организовать в местной синагоге взрыв во время службы. Но не нашлось исполнителя.
Расследование преступлений продолжалось около трех лет. Поддерживавшая в суде обвинение Елена Караваева рассказала «НГ», что собранный материал позволил выстроить убедительную систему доказательств вины подсудимых.
Томск