Амазонка всегда была готова к бою.
Иллюстрация из учебника 'История донского казачества'
Донской край, воспетый Михаилом Шолоховым, таит в своей истории немало «белых пятен». Как известно, народы, жившие здесь, упоминались в Библии и в поэмах Гомера, об этой земле рассказывали и Геродот, и Овидий, и Гораций. Все знают, что именно здесь стояли насмерть за землю русскую полки князя Игоря. Между тем еще раньше воевали здесь легендарные амазонки, прапрародительницы нынешних казачек.
Геродот, ты был прав
Несколько лет назад в широком поле у города Миллерово, неподалеку от границы с Украиной, археологи вскрыли высокий курган, которых много на Дону. На этот раз погребение было необычным. В глубокой яме исследователи древности обнаружили останки воина-женщины. По правую ее руку лежал меч, по левую – копье и то, что осталось от лука со стрелами. Тут же были бронзовое зеркальце, колечко и бусы. В нескольких метрах от этого торжественного захоронения лежало еще несколько скелетов. «Рабы, мужчины, сопроводившие воительницу-вождя амазонок в дорогу дальнюю и мир иной», – пояснили археологи.
Эпоха амазонок была короткой в истории человечества, но яркой, и жили отважные воительницы не где-нибудь, а на юге России. По крайней мере, так утверждал Геродот. А вот другое свидетельство – рисунок из древней книги. На нем мчится кавалькада амазонок, на каждой – короткая туника, ноги перекинуты по обе стороны от крупа коня, а торс лихо изогнут назад. У некоторых из наездниц на руках младенец, присосавшийся к материнской груди.
Амазонки занимали весьма высокое положение в обществе и играли немалую роль в защите родных очагов. Они хорошо владели оружием и были отличными наездницами верховой езды. Подобно мужчинам, они приучились к войне и нисколько не уступали им в храбрости.
Было время, когда, несмотря на свидетельства Геродота, легенды о воительницах так и считались сказочными легендами. Ведь недаром «отца истории» Геродота называли и «отцом вымысла». Но результаты раскопок последних лет, проведенных, в том числе и на территории Ростовской области, постепенно превратили эту сказку в быль. Кстати, погребения амазонок здесь находили еще в 60-х годах прошлого века.
Хоронили их в полном соответствии с обычаями воинского сословия. Насыпали отдельный курган со всем ритуалом, совершалась тризна. Но, как бы ни было, амазонки были прежде всего женщинами. Не случайно рядом с оружием соседствовали костяные гребни, зеркальца и, конечно же, различные украшения. По этим вещам можно судить, что эти женщины были далеко не бедными.
В Ростовском областном музее краеведения большим интересом пользуется выставка скифских золотых украшений. «Золоту амазонок» около двух с половиной тысяч лет. Подавляющая часть экспонатов коллекции была найдена в группе курганов Пять братьев близ донской станицы Елизаветинской. Начиная с 1959 года археологи извлекли из захоронений больше тысячи золотых изделий – браслеты, кольца, амулеты┘
Недавно «Золото амазонок» экспонировалось во Франции, где получило самую высокую оценку взыскательной публики. Директор музея краеведения Татьяна Коневская не скрывает, что «Золото амазонок» – самая статусная коллекция из ростовских музеев.
Не стряпня, а оружие
Амазонки постоянно вели войны – это был их образ жизни. Бои вели жестоко, превосходя свирепостью мужчин вражеского стана. Известно, например, что амазонки осаждали даже Афины. Их с детства учили владеть копьем, мечом, быть искусными наездницами. Раз в году они встречались с мужчинами соседнего племени, а затем всех родившихся мальчиков отдавали этим мужчинам, а девочек оставляли себе.
Столицей амазонок был город Танаис, раскопки которого найдены под Ростовом. Как свидетельствует Геродот, на Дон амазонок пригнала судьба, характерная для воительниц. Они были разбиты греками в своей столице Темискире и захвачены в плен на берегах Термодонт (современная Турция). Самых красивых пленниц погрузили на корабли и повезли в Грецию. В дороге началась буря, мужчины бросились убирать паруса, амазонки воспользовались этим и перебили всех греков. Управлять кораблями они не умели, потому корабли понесло до Босфора, потом в Черное море, далее они вошли в Азовское море. Их прибило к берегу в устье Дона, где начинались скифские владения.
Здесь амазонки быстро освоились: начали нападать на скифские лагеря, убивать и грабить. Такое соседство для тех, кто считал себя самым могущественным племенем, стало полной неожиданностью. Как рассказывает Геродот, скифы в долгу не оставались. После одного из сражений, сняв одежду с убитых, они с удивлением увидели, что это женщины, и очень красивые. Вожди приняли решение не воевать. На «переговоры» отправили самых молодых и здоровых юношей.
«Юношам нужно было разбить стан поблизости от амазонок, и делать все, что будут делать те, – пишет Геродот. – Если сами амазонки начнут их преследовать, то они не должны вступать в бой, а бежать. Когда преследование кончится, то юноши должны опять приблизиться и вновь разбить стан». Ежедневно оба стана все больше приближались друг к другу┘ Когда кто-нибудь из юношей заставал амазонку одну, женщина не прогоняла его и позволяла вступить с ней в связь. Вот так – шаг за шагом скифы добились своего. Даже не заметив, что сами оказались в стальных оковах любви. Когда скифы предложили амазонкам присоединиться к их роду, то в ответ услышали, что они не желают заниматься только домашней работой и вообще, говоря современным языком, плясать под дудку мужа. Амазонки, по их словам, желали только воевать да охотиться, в отличие от скифских женщин, которым даже за порог не разрешали выходить.
Так амазонки дали понять, что они не хотят оставаться жить с родителями скифских юношей. Получив наследство, скифы со своими женами-амазонками переправились через Танаис и затем три дня шли на восток от Танаиса и три дня на север от озера Меотида. От брака скифов с амазонками и пошли савроматы.
Сегодня историки и археологи не пришли к единому мнению относительно реальности существования амазонок. Тем не менее год назад на окраине Ростова в некрополе Кобякова Городища обнаружено женское погребение, которому почти 2 тысячи лет. В могиле нашли меч, набор посуды и украшения. По мнению специалистов, погребенная при жизни имела особый статус – жрицы-воительницы. С правой стороны лежал меч длиной около метра. В могиле нашли также бронзовое зеркальце и две застежки, по форме напоминающие английские булавки.
Но самое удивительное – яйцеобразная форма черепа. По словам сотрудника археологической экспедиции Веры Ларенок, это говорит о принадлежности женщины к касте жриц-воительниц, которым с младенчества бинтовали головы. Подобные находки и раньше встречались на Дону в скифских захоронениях IV века до нашей эры. Но в Кобяковском некрополе, по мнению археологов, никаких воинов женского пола быть не должно. Ведь некрополь – меотский, а у них не было женщин-воинов. В этом-то и загадка для археологов┘
* * *
Но, как бы то ни было, женщины-воительницы жили в этих краях. А если и нет, все равно хочется верить в красивую легенду. Тем более что донские казачки, похоже, самые прямые наследницы этого бесстрашного племени – и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут.
Ростов-на-Дону