0
5575
Газета НГ-Регионы Интернет-версия

20.03.2006 00:00:00

Плееры и фотоаппараты помогают умершим чукчам

Тэги: чукотка, кладбище, традиция


чукотка, кладбище, традиция На проводы умершего приходят всем селом - от мала до велика.
Фото автора

Нередко у посетителей современных кладбищ в городах и селах Чукотки вызывает удивление то, что на могилах умерших коренных жителей можно увидеть сломанный радиоприемник, или магнитофон, фотоаппарат. А с некоторых пор – и части от старых компьютеров.

Обычай оставлять с покойником его любимые вещи существует у многих северных народов. Отправляя умершего к «верхним людям», живые оставляли с ним все то, что, по их мнению, пригодится ему в иной «жизни». Прежде это были ножи, поделки из моржового клыка, теперь – современная бытовая техника.

Хоронить умерших на Севере трудно не только в зимнюю пору, но и летом. Ведь могилы приходится рыть в вечной мерзлоте. Помогает техника – отбойные молотки. Двум рабочим, чтобы углубиться на положенную полутораметровую глубину, требуется чуть более суток. Расходы на похороны иногда берет на себя государство либо предприятия. В целом похороны одного человека обходятся в 30–50 тыс. руб.

До недавнего времени могилы в вечной мерзлоте долбили вручную, киркой или ломами. Захоронения устраивали на возвышенном месте, а когда земля оттаивала, из мерзлоты «выползали» гробы. Потому и сегодня вид кладбищ, особенно сельских, неприглядный.

Места захоронений в давние времена, да и теперь, посещают звери. Лет пять назад автор этих строк записал рассказ старухи-чукчанки. Когда ей было лет пять, у нее умерла младшая сестренка, совсем маленькая. Ее похоронили по обычаю, в меховом комбинезоне, обложили умершую камнями. Дело было осенью. Как-то девочка собирала с подружками ягоду недалеко от места захоронения и увидела, что у умершей ее сестренки стоит большой бурый медведь. Он раскидал камни, взял в лапы умершую и стал качать. Девочки с визгом бросились бежать. Когда взрослые из поселка пришли к месту захоронения, ни медведя, ни умершей уже не было. Старуха утверждала, что медведь не рвал умершую, а именно жалостливо баюкал ее.

Нетрудно подсчитать, что старуху от времени похорон ее крохотной сестренки отделяет лет семьдесят пять. Где тут вымысел, где правда?

Прежде аборигены оставляли своих покойников в тундре. Береговые жители отводили специальные места для умерших, и посещать их без надобности не разрешалось. Умерших обкладывали камнями, верхнюю одежду разрезали, чтобы душе легче было покинуть тело.

Среди новых традиций при похоронах – венков, гробов, оркестров – особенно сильно прижились поминки. Средств на них не жалеют. Иногда поминки плавно перетекают в коллективную пьянку и длятся несколько дней.

Нынешние похороны в сельской местности напоминают смесь прошлых традиций с современными условностями. Так же, как в былые годы, в доме умершего в первый день собираются родственники, знакомые, близкие. Женщины все вместе некоторое время громко оплакивают покойного, потом все садятся пить чай, кушать. Пищу приносят с собой все, кто идет на «встречу» с умершим. Во время употребления пищи все должны быть веселыми, оживленными, вспоминать только о хорошем, чтобы покойник слышал все и рассказал об этом всем родственникам, ушедшим к «верхним людям».

В былые времена шаманы «беседовали» с умершим, определяя, что произойдет в то или иное время. В наши дни таких «бесед» не бывает, но остальные традиции исполняются.

Раньше женщины шили маленькие мешочки из шкур и закладывали в них пищу, предметы быта, чтобы покойник «взял» все с собой. Кое-где эта традиция сохранилась и ныне.

Велика вера в переселение душ, в возвращение покойников в новом обличии, даже в обличии животных. Если не растеряться и признать вернувшегося, тогда и беды не будет.

Автор этих строк услышал рассказ учительницы-пенсионерки. Лет сорок назад она родила свою первую дочь. Однажды у младенца вскочил свищ на лице. Как врачи ни старались, болячка не проходила. Пошла молодая учительница к старушке-чукчанке, и та сказала ей, что дочка ее вернулась в чьем-то обличии и что это нужно признать, тогда все пройдет. Через несколько дней пришла к учительнице еще одна пожилая сельчанка и сообщила, что во сне она увидела умершую родственницу учительницы и та ей якобы сказала, что она вернулась к ним. Учительница еще раз сходила к старухе и все про сон поведала. Старуха посоветовала шепнуть девочке на ушко, что, мол, верю, что это ты пришла, и назвать имя покойной родственницы. Так учительница и сделала. От болячки через некоторое время не осталось и следа. Когда дочь подросла, учительница стала замечать в ее походке, поведении, интонации голоса схожесть со своей умершей родственницей.

На вопрос «НГ», интересуются ли молодые люди обычаями отцов и дедов, руководитель общества «Родная земля» Ирина Гыргольнаут ответила: «Интерес к прошлому своего народа у молодежи в последние годы сильно возрос. Но в большинстве молодые люди мало интересуются прошлым, тем более обрядами, в том числе при похоронах. Эти обряды существовали многие века и несли огромный философский смысл. Обычаи помогали выжить в жестоких климатических условиях».

Современность не в состоянии пока сопротивляться древним, языческим обычаям. Растут территории кладбищ на Чукотке, особенно в сельской местности. Средняя продолжительность жизни аборигенного населения округа чуть более 45 лет.

Вот и кладут на могилы умерших чукчей и эскимосов плееры и видеокассеты, пытаясь сгладить горечь утраты мнимой заботой о душе усопшего.

Анадырь


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1945
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1229
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
911
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1207

Другие новости