– Мурат Магометович, совсем недавно многие страны мира потрясли карикатуры датских журналистов на пророка Мухаммеда. Как лично вы относитесь ко всей этой истории?
– Публикация карикатур на пророка Мухаммеда кощунственна и недостойна норм цивилизации, общепризнанной политики, уважения прав и свобод человека в соответствии с принципами международного права. Очень важно, чтобы последствия этой истории не сказались на устойчивом развитии современного миропорядка. Скандал с публикацией карикатур вызвал межконфессиональное напряжение. И если те, кто это сделал, объясняют свои действия «свободой слова», то их объяснения – просто цинизм. Прикрываться в данном случае понятием «свобода слова» безнравственно. Те, кто опубликовал эти карикатуры, по меньшей мере не думали о последствиях. Не может быть нравственным то, что идет вразрез с моралью, этикой. А в данном случае эти люди посягнули на святыни┘ Должен быть налажен диалог цивилизаций с учетом самых добрых традиций.
В то же время я считаю, что этот скандал не должен отразиться на гуманитарном сотрудничестве на Северном Кавказе. Руководство Ингушетии с уважением относится к программам гуманитарного сотрудничества, поскольку они служат интересам граждан Ингушетии. Диалог руководства Ингушетии и неправительственных организаций будет продолжен.
– Президент РФ Владимир Путин пригласил в Москву лидеров движения ХАМАС, победивших на недавних выборах парламента Палестины. Как вы можете это прокомментировать?
– Непрерывное вооруженное противостояние на Ближнем Востоке превратило регион в пылающий костер. Конечно, можно иметь полярные точки зрения на происходящее в регионе. Объективности ради следует отметить, что нет оправданий террору, но и нет никакого оправдания двойной морали, которая подчас много хуже, так как часто является причиной преступлений.
Нравится это кому или нет – демократия! И наш президент действует прежде всего в интересах своей страны, во славу России!
Президент России отметил, что мы не считаем ХАМАС террористической организацией, а с учетом того, что эта партия пришла к власти путем волеизъявления народа Палестины, инициатива Путина может стать как раз тем единственно правильным решением, которое в конечном итоге будет способствовать воцарению мира на этой дорогой всем нам земле.
– Проводятся ли в регионе какие-либо антитеррористические мероприятия?
– На территории Ингушетии не проводится антитеррористическая операция. Но закон должен торжествовать на всей территории нашей страны и во всех сферах человеческих взаимоотношений. В этой связи, самое главное, необходимо сосредоточить все усилия на соблюдении прав и свобод человека. Что касается безопасности, то абсолютной безопасности, к сожалению, не существует. Она что, есть на Елисейских Полях или в Испании? Другое дело, что надо максимально стремиться к тому, чтобы исключить преступления против личности. Ингушетия среди субъектов Южного федерального округа находится в числе трех субъектов с минимальным приростом правонарушений. Это же можно сказать и в сравнении со всеми субъектами Российской Федерации. Здесь мы занимаем 17-ю позицию, если иметь в виду регионы, в которых зафиксирован минимальный прирост преступлений.
– Мурат Магомедович, не могли бы вы коротко рассказать о приоритетных направлениях внутренней политики Ингушетии?
– Главные приоритеты в сегодняшней Ингушетии те же, что были три года назад. Это качественное образование, здравоохранение и целый ряд жизненно важных направлений в развитии общества. Безусловно, в этом ряду одно из первых мест занимает обеспечение населения жильем. За последний год мы ввели в строй сотни тысяч квадратных метров жилья. Жильем обеспечиваются как коренные жители республики, так и вынужденные переселенцы из Северной Осетии и Чеченской Республики, которые решили остаться на постоянное место жительства в Ингушетии, русские, возвращающиеся в республику после долгого пребывания вне пределов родной земли.
Кроме того, решается проблема оползней, вот уже 30 лет вызывающая беспокойство жителей Малгобекского района Ингушетии. В настоящий момент для пострадавших жителей уже построен 181 дом. В текущем году планируется ввести в эксплуатацию еще порядка 680 жилых домов. Фактически речь идет о постройке новых микрорайонов для пострадавших от природных катаклизмов людей. С учетом ингушского малоземелья начато строительство в республике жилых многоэтажных домов. Первые такие высотки будут сданы в эксплуатацию до конца 2007 года.
Конечно, все это напрямую связано с созданием в республике производственного потенциала, бюджетообразующих предприятий, поскольку нельзя все время сидеть и ждать дотаций из Центра. В этом вопросе у нас тоже есть серьезные планы. Уже сейчас в республике создаются новые отрасли промышленности, переработки. Более 40 миллионов евро планируют вложить в агропромышленный и нефтедобывающий комплексы, а также в стройиндустрию Республики Ингушетия иностранные инвесторы.
Руководством республики к 2007 году запланировано создание 40 тысяч рабочих мест, большая часть которых появится в агропромышленном комплексе Ингушетии. Кроме того, разработана программа, в рамках которой перед правительством республики поставлена задача до 2015 года сократить дотационность Ингушетии и сделать республику самодостаточной в финансовом отношении.
– Вы не раз заявляли, что в числе главных приоритетов стоит вопрос о возвращении русскоязычных граждан в Ингушетию...
– Возвращение русскоязычного населения в Ингушетию – это целая программа, разработанная руководством республики и включающая в себя как возвращение людей, так и строительство и приобретение жилья, трудоустройство. Вы знаете, что эта программа нашла поддержку у президента нашей страны.
– И как она появилась?
– Знаете, во всем мире говорится о беженцах из Чечни, редко – о беженцах-ингушах из Северной Осетии, и никто, заметьте, никто не вспоминает о беженцах-русских, покинувших этот благодатный край. Конечно, этому способствовало соседство с Чеченской Республикой, осетино-ингушский конфликт, но ведь решать-то эту проблему надо! Я знаю множество случаев, когда русские, жившие на Юге России, в Ингушетии в частности, не приживались в других регионах страны. Наверное, здесь играет роль отличие образа жизни, менталитет, свойственный русским людям, веками жившим на Юге страны вместе с северокавказскими народами.
Мира и благоденствия в регионе, в стране можно достигнуть, по моему глубокому убеждению, только тогда, когда каждый человек, семья обретет свою родину, дом, то святое место, откуда произрастают корни семьи, традиции, покоится прах предков. Родина – это место, с которым связано очень многое, самое святое и дорогое для каждого человека.
– Есть ли прогресс в деле возвращения домой вынужденных переселенцев ингушской национальности в Северную Осетию?
– Прогресс уже в том, что руководство страны, лично Владимир Владимирович Путин очень четко обозначил ситуацию и дал конкретное поручение вернуть беженцев в места постоянного прежнего проживания до конца текущего года.
Процесс этот уже идет, правда, не теми темпами, что необходимы для решения такой проблемы, но мы государевы люди, и для нас должно быть делом чести в срок исполнить поручение главы государства, не говоря уже о том, что выполнение поручения является обязательным. Нравится это кому-то или не нравится – этот вопрос должен быть решен. Решить проблему беженцев необходимо до конца этого года. У людей есть право жить там, где они хотят.