0
2285
Газета НГ-Регионы Интернет-версия

20.02.2006 00:00:00

Вон сваха идет, штанину выпустила на сапог

Тэги: татарстан, свадьба, традиции


татарстан, свадьба, традиции Татарская молодежь ныне предпочитает свадьбы по старинным обрядам.
Фото из архива газеты «Татарские края»

О главе администрации одного из районов Татарстана, где татарское население заметно преобладает, говорят, что он чуть ли не каждые полгода никах читает. Приглядит, говорят, в деревне красивую девку – и в мечеть, к мулле: собирай, дескать, свидетелей, будем никах читать. А мулла в райцентре от главы в полной зависимости. Администрация все коммунальные услуги мечети оплачивает – это раз. Во-вторых, если хозяин района ходит в мечеть, делает пожертвования, то и подчиненные, их семьи и родня будут ходить в мечеть и делать пожертвования, на которые всякая мечеть и живет. Да и вообще у мусульман не принято начальству перечить. И потому пару свидетелей для того, чтобы совершить обряд бракосочетания (никах) в соответствии с положениями фикха (нормы поведения мусульманина. – Авт.), хитрый мулла всегда держит при себе. Да и в какой мечети не найти в любой час двух благообразных старичков, доживающих свой век в молитвах или одного старичка и двух старушек, что тоже позволительно.

Глава заворачивает невесту в покрывало и везет в мечеть, где мулла при свидетелях читает молитву, в результате которой женщина становится «разрешенной» для мужчины. В предвкушении брачной ночи глава щедро одаривает свидетелей, и вот тут злые языки не знают удержу. Говорят, что глава везет молодую в новый дом. И уже наутро дает команду асфальтировать дорогу от этого дома к дому нового тестя. И сам вроде качество дороги проверит, прежде чем к тестю свой первый визит нанести. Так и заасфальтировал весь район от центра до самой отделенной деревушки. Поневоле вспомнишь о злых языках, что страшнее пистолета...

То ли жена, то ли любовница

С другой стороны, «традиционные нормы фикха позволяют мусульманину иметь одновременно до четырех жен, но требуют от него относиться к женам одинаково справедливо. После заключения брака муж обязан предоставить жене соответствующее жилье и содержание», – читаем в словаре-справочнике «Республика Татарстан: свобода совести и религиозные объединения» под редакцией профессора Набиева.

И если в православии венчается жена мужу и муж жене на всю жизнь, до гробовой доски, то мусульманину «для расторжения брака достаточно произнести трижды слово «Талак».

И свободен. Но только не в Татарстане. Многовековое проживание совместно с русскими не прошло бесследно для татарок. Ни один татарин в трезвом уме и твердой памяти сегодня не решится даже заговорить со своей женой о том, чтобы привести в дом еще одну жену. Хотя желание привести вторую жену в многоуровневый коттедж, которыми нынче обзавелись многие татары, достигшие определенного положения в обществе, есть у многих. И никах для них был бы спасением, но немногие решаются на такой шаг. Татарки женой считают не столько венчанную, сколько расписанную в ЗАГСе. Все остальные, которые на стороне, пусть даже мулла никах читал при свидетелях, – любовницы.

Однако мусульманские обряды возвращаются в современную жизнь. Нет-нет, да увидишь, как свадебный поезд тормозит возле мечети и молодые идут к мулле, который провозгласит их мужем и женой перед Всевышним, после чего они едут в ЗАГС, чтобы стать мужем и женой перед законом. Чаще муллу зовут в дом невесты, как того требует свадебный обряд.

Года три назад японские тележурналисты снимали никах в доме известного казанского бизнесмена, выдававшего замуж дочь. Обряд требует, чтобы кроме муллы в доме присутствовали только самые близкие родственники. Так и было. Молодые сидели во главе по-праздничному накрытого стола. По правую руку от невесты сидел мулла, а далее по старшинству бабушки, дедушки и родители. Специально для телевизионщиков, чтобы не переводить дважды, мулла читал молитвы на татарском, а наставления для молодых – по-русски. В старину мулла записывал в книгу регистрации брака условия заключения брака с подробным описанием подарков, полученных как женихом, так и невестой, и отдельно обговаривалась сумма, которую должен был выплатить муж жене в случае развода┘ После молитвы наступил час трапезы.

Позже, листая монографию «Татары», подивилась, как точно был соблюден порядок блюд, подаваемых к столу: лапша, губадья (пирог с множеством аппетитно подобранных начинок), от которой японцы пришли в полный восторг, картошка с тушеным мясом. К чаю подали мед и чак-чак. Молодых немного смущала телекамера, томили августовское солнце за окном и долгие наставления муллы, а в остальном все было очень просто и естественно. Наверное, потому, что все эти традиции живут в народе и не переставали жить в, казалось бы, самые некомфортные для народных обычаев советские времена.

Комсомольцы тоже невест крали

За примером далеко ходить не надо. Экс-премьер-министр Татарстана Мухаммат Сабиров, будучи студентом и комсомольцем, свою будущую жену украл. Привел любимую на свой конец большого села Кушнаренково, предложил зайти в дом, познакомиться с матерью и сестрой, та засмущалась и стала отказываться. Тут он и говорит: «Фагима, послушай, ты отсюда уже домой не вернешься. Пойдем к нам, ты станешь моей женой. Я тебя люблю, мне другой не надо, – делится воспоминаниями о событиях полувековой давности Мухаммат Галямович в автобиографической повести «Три горы». – Она даже обиделась, встала. И мы направились обратно, но, когда проходили мимо нашего дома, я схватил ее за руку и потащил к калитке. Тут у нас завязалась борьба, впрочем, полушутливая. Вся эта возня закончилась неприятностью: на Фагиме было летнее светлое пальто, еще новое, и она случайно порвала себе рукав за проволоку на соседнем заборе. Тут Фагима совсем рассердилась, перестала на время сопротивляться, всем видом показывая, что игра закончилась. Мне же отступать было некуда. Я подхватил ее на руки и направился к калитке. А как ее открыть, когда руки заняты? «Мама! Марьям-апа! – крикнул я своих. – Выходите скорее, открывайте калитку. Я жену несу!» А сам держу Фагиму, не даю ей вырваться. Наконец из дома выбежали женщины, открыли нам, и я внес свою суженую в дом. Тут мама спохватилась, бросилась в дом за подушками и зерном. По обычаю нужно невестке через порог по мягкому ступать, чтобы так потом и жилось, а зерном нас осыпали, чтобы богатыми были». А на резонный вопрос старшей сестры: «Что же ты делаешь? Ты же советский студент, комсомолец», – так же резонно ответил: «А что я сделал? Сама видишь, невесту украл, как положено по обычаям».

Хотя по обычаям у татар, как и у русских, было положено сватовство, смотрины, невеста за занавеской, знакомство с той и другой родней, выкуп, подарки, мальчишник. У татар даже есть поговорка: «Вон сваха идет, штанину выпустила». На сапог, чтобы была видна из-под подола. А сват шел по деревне, подвернув штанину, или нес в руке длинный шест с привязанным платком на верхнем конце. Отличие от русской лишь в том, что свадьба проводилась в доме невесты.

Есть и еще один любопытный момент, неизвестный русским. После хлебосольной свадьбы родственники невесты стелили молодым постель из перин. Сколько перин положат, столько ночей муж и проведет в доме жены после свадьбы. Чем богаче невеста, тем больше перин, тем длиннее медовый период. Ночь кончалась, одну перину убирали┘ А потом муж приходил к своей законной жене раз в неделю, в обговоренный родственниками день, – такое вот мягкое вхождение в совместную жизнь. И только перезнакомившись со всеми родственниками жены и всех одарив подарками, забирал жену в свой дом.

Такая свадьба требовала больших денег. Если их не было, то девушка тайком убегала в дом к любимому или возлюбленную воровали, как это сделал Мухаммат Сабиров. У которого и денег не было, и времени не было соблюсти все нормы поведения. И надо было студенту-комсомольцу выбираться из ситуации, чтобы не опозорить девушку-комсомолку и самому не расстаться с комсомольским и студенческим билетами.

Его история завершилась счастливо. Правда, вначале поохали-поплакали и побежали средь ночи будить авторитетного для селян человека, чтобы тот согласился сходить за родителями Фагимы и привести их в дом Мухаммата, чтобы решить дело миром. Родители всегда родители: постыдили жениха, поругали дочь. «А на следующий день сыграли свадьбу. Наверно, это громко сказано, – вспоминает Мухаммат Сабиров. – Никакого современно шику, разумеется, не было. Отец Фагимы возчиком работал на маслозаводе, договорился с директором и подъехал за нами на директорском тарантасе. Мы поехали в районный ЗАГС, где нас расписали».

Нынче к дому невесты подъезжают на «тарантасе» мощностью в полтораста лошадиных сил и более, но уже и они привычно вписались в свадебный обряд, который, если присмотреться, мало изменился за прошедшие века. У кого есть деньги, тот закатывает пышную свадьбу. Остальные счастливы по-своему. Так и ведется.

Казань


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
694
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
779
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
472
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
571

Другие новости