Миграция питерских депутатов не слишком беспокоит заседающих в Смольном чиновников.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Политическая жизнь Санкт-Петербурга претерпевает изменения. На днях две фракции в Законодательном собрании оказались на грани развала. Спикер петербургского парламента медведь Вадим Тюльпанов придумал выход: сократить число депутатов во фракциях с 6 до 5 человек. Большинство депутатов проголосовали за это предложение. Таким образом, пока сохранились фракции ЛДПР и «Демократическая» в парламенте Северной столицы.
В этих фракциях было по шесть человек, минимальное число депутатов, необходимое для образования фракции. Жириновца Виталия Мартыненко избрали атаманом Северо-Западного казачьего округа, и он покинул фракцию ЛДПР, что привело к ее исчезновению. «Видимо, сыграли роль мои корни – дед был донским казаком, – сказал Виталий Мартыненко. – Казачество всегда служило царю и не принадлежало ни одному политическому течению. Поэтому я решил, что не должен принадлежать какой-либо партии».
Совершенно другая история случилась с фракцией «Демократическая». Ее лидер Андрей Черных, член партии «Яблоко», перешел во фракцию «Единая Россия». Он так пояснил свое решение: «Я центрист-законник и во фракции «Единая Россия» смогу себя реализовать лучше, предлагая там здравые инициативы. Мелкие партии – это пережиток прошлого, и в будущем на политической арене будут соперничать лишь крупные партии. Мой переход – это своего рода сигнал для мелких партий и фракций задуматься об этом».
Бывшие коллеги Андрея Черных в штыки приняли его переход из демократической оппозиции в стан партии власти. «Это очень похоже на то, когда жена уходит к более молодому и богатому, – сказал координатор демократической фракции петербургского парламента Сергей Гуляев. – Точно так же и Андрей Черных, по всей видимости, нашел более богатую и молодую жену. Отношение нашей фракции к этому поступку можно оценивать точно так же, как отношение покинутого мужа».
Председатель петербургского регионального отделения партии «Яблоко» Максим Резник тоже прокомментировал ситуацию: «Я жду от него заявление о выходе из партии «Яблоко». Если этого заявления не будет, мы сами его исключим. Каждый день в российской политике необходимо делать выбор. Для одних политика – это работа на благо людей, для других – решение своих личных проблем. «Яблоко» делает свой выбор в сторону защиты свободы и справедливости, а Андрей Черных сделал свой выбор в пользу севрюжины с хреном».
«Не так давно мы проводили опрос на тему, за какую партию вы проголосовали бы, если бы выборы в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, проходили в ближайшее воскресенье, – рассказал «НГ» научный руководитель Санкт-Петербургского агентства социальной информации Роман Могилевский. – Если еще в конце прошлого года 7-процентный барьер преодолевали «Единая Россия» и «Родина», то нынче проходят только медведи. Мы публиковали наши исследования, об этом, конечно, знают депутаты. И те из них, для которых главное не партийные ценности, а политическая карьера, с учетом этого фактора и строят свою стратегию. Есть шансы пройти в петербургский парламент у демократов в случае объединения «Яблока» и СПС. Они набирают более 7 процентов, если их электорат тоже соединится. Однако пока какие-либо движения в сторону объединения не наблюдаются».
Валерий Островский, известный петербургский политолог, историк, доцент кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, назвал историю петербургского Законодательного собрания историей постоянных предательств. «Начиная с 1994 года наблюдаются постоянные переходы из фракции во фракцию, – сказал «НГ» историк, – больше всего предателей было во фракциях «Яблоко» и СПС. Замечательный в кавычках пример с депутатом Виталием Мартыненко. Он пришел в городской парламент как представитель СПС–«Яблока», затем перешел в ЛДПР, сейчас же, став главным питерским казачьим атаманом, собрался в «Единую Россию». Все это говорит о том, что в Петербурге партийно-политическая система крайне неустойчива».
Санкт-Петербург