Отпахавшие свой век 'железные кони' до сих пор находятся в рабочем состоянии.
Фото автора
В донской столице создается уникальный музей сельскохозяйственной техники, коллекционированием которой занимается одна из местных компаний. Ее специалисты собрали по всему миру и привели в рабочее состояние ретро-трактора, молотилки, паровые машины, плуги и прочие орудия труда первой половины XX века. Сначала это было хобби гендиректора компании Сергея Суховенко. Первый «экспонат», работающий, несмотря на свой преклонный возраст, в поле, он увидел в Германии и так поразился, что купил его и привез домой в качестве игрушки. Однако затем увлекся и стал разыскивать старинную технику по всей Европе.
Сейчас в быстро растущей коллекции насчитывается около трех десятков экспонатов из Германии, Англии, Италии, Испании, США, представляющих мировую историю сельскохозяйственного машиностроения.
По стоимости некоторые из этих машин сопоставимы с современными автомобилями представительского класса. Впрочем, старенькие трактора бесценны, так как примененные в них технические решения до сих пор поражают специалистов. Самое удивительное, что все отпахавшие свой век «железные кони», благодаря инженерам компании, находятся в рабочем состоянии – хоть сейчас выпускай на пашню. Работает даже паровая машина 1910 года выпуска, с помощью которой немецкие крестьяне когда-то молотили зерно.
Большинство собранных в Ростове тружеников полей не имеет аналогов, а некоторые вообще сохранились в единственном экземпляре, что и позволяет создать первый в России музей сельскохозяйственной техники. Сейчас часть экспонатов представлена в торгово-выставочном комплексе компании в стилизованных интерьерах и специально оборудованном ангаре. Впрочем, уже в мае коллекционные машины покажут широкой публике. Один раз в год им предоставляется возможность снова стать в строй – традиционно они парадным маршем открывают единственные в стране гонки на тракторах, организуемые под Ростовом.
Современные трактора уже мало чем похожи на своих предшественников. Некоторые из них способны развивать скорость до 60 км/час, оборудованы бесступенчатой коробкой передач, спутниковой системой навигации и бортовыми компьютерами, которые выдают водителю сведения о направлении движения, размерах обработанного поля, неисправностях и прочую полезную информацию. Но и старые трактора до сих пор могут показать себя.
С 1979 года въезд в Целиноград (ныне столица Казахстана – Астана) украшал трактор К-700, символизирующий трудовую славу целинников. Однако в 1997 году трактор исчез с постамента. Бывший памятник стал опять вспахивать поля производственного кооператива «Родина». К удивлению механизаторов, мотор «целинника» завелся после незначительного ремонта. Бывший памятник стоит теперь на машинном дворе среди сотни таких же тракторов. О его былой «монументальной» славе напоминает только надпись на боковой дверце: «Трактор К-700 символизировал Поднятую Целину с 1979 по 1997 год».
Ростов-на-Дону