Нынешняя зима стала самым серьезным испытанием для ведомства Анатолия Чубайса.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Январские холода, суровые и затяжные, еще раз доказали, что мороз в России остается фактором политики, как большой, так и региональной. Если по всей стране отремонтировать до нормального состояния все коммуникации, если запасти с осени расчетные запасы топлива, в общем, если подготовиться к зиме так, как это делает приличный хозяин в своем доме, политическая жизнь в начале нового года станет явно ущербной. Всем будет чего-то не хватать.
Сейчас симпатии населения к политическим деятелям местного и федерального масштаба колеблются вместе с показаниями термометра на улице и в квартирах. Это повторяется с завидным постоянством каждую зиму, нарушая законы физики. Вроде бы все процессы с понижением температуры должны замедляться, но вот рейтинговая суета только усиливается. Причем меняются эти неофициальные рейтинги порой совершенно в неожиданную сторону. Население может вдруг зауважать деятеля имярек за то, за что не так давно в аналогичной ситуации кляли последними словами его самого или того, кто был в его положении. И наоборот.
Скажем, пять лет назад, когда Приморье замерзало без угля, главным ответчиком стал, конечно, губернатор Евгений Наздратенко, поплатившийся должностью. Но кроме него в той драме были два главных действующих лица: «демон» Чубайс, которого обвиняли в том, что он оставил Приморский край без угля, и «ангел-спасатель» Шойгу, спасший замерзающих уже хотя бы тем, что самолетами МЧС возил на Дальний Восток чугунные радиаторы отопления взамен размороженных.
Сегодня ситуация в целом, пожалуй, гораздо серьезнее, чем в 2001 году. Мерзнет, и весьма основательно, не только Приморье. В Бурятии морозы доходят до 40, а в северных районах – до 50 градусов. В Магаданской области и на Камчатке ожидают минус 60. Якутяне, красноярцы, томичи и другие сибиряки, конечно, привычны к таким зимам. Они и в крещенские проруби храбро ныряли, и фестиваль снежных фигур при минус 50 проводили. Но после всего этого молодечества даже и коренным сибирякам хочется вернуться в теплый дом. Но не везде и не всегда это получается. Аварии на объектах теплоснабжения происходили в Томской, Читинской, Магаданской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе. В 6 районах Магаданской области была объявлена чрезвычайная ситуация. В Якутии, в поселке Тикси, в пятницу были закрыты детские дошкольные учреждения и школы, хотя ТЭЦ, больница и другие жизненно важные предприятия продолжали работать.
Но как морозы, так и аварии не ограничиваются Сибирью. И в европейской части России необычно сильные холода держатся уже не первую неделю, аварии и критические ситуации возникают и в Московской области, и в Ленинградской, Саратовской, Тульской областях.
В столичном регионе с 17 до 25 января действовал режим энергосбережения в связи с сильными морозами и ростом потребления энергии. На прошлой неделе РАО «ЕЭС» вновь ввело режим энергосбережения, хотя, по прогнозу, морозы не должны превысить минус 25 градусов и продержатся недолго, поэтому объем ограничений подачи электроэнергии планировался вдвое меньше.
Примечательно, что чуть было не разразившийся скандал в связи с обещаниями Анатолия Чубайса ограничить подачу энергии в столичный регион так и не разразился. Немного пошумели и успокоились. Ограничения оказались весьма дозированными и ущерба не причинили, а Чубайс, пожалуй, в эту морозную зиму заменил Сергея Шойгу в роли «ангела-спасателя». Разумеется, службы МЧС продолжают работать во всех регионах, где складывается критическая ситуация, а ситуаций таких немало. Но основное внимание общественности приковано не к их деятельности, а к запасам топлива.
Когда ТЭЦ в Саратовской области стали получать лишь десятую часть необходимого им газа, губернатор Павел Ипатов, сам в недавнем прошлом энергетик, бросился за помощью к Чубайсу. Хотя вроде бы глава РАО «ЕЭС» газпромовским газом не распоряжается. Однако он распорядился запасами мазута из госрезервов. И население Саратовской, а также и Самарской области сразу же прониклось к нему самыми теплыми чувствами. Какие чувства питают волжане к руководству «Газпрома», можно только предполагать.
Любопытно будет взглянуть, скажем, в марте, когда морозы в основном будут позади, на рейтинги региональных лидеров и федеральных деятелей, имеющих прямое отношение к теплоэнергоснабжению. Там, где целые поселки неделю, а то и больше сидели без электричества, интересно будет посмотреть на рейтинг Чубайса. Там, где ТЭЦ остались без газа, – как изменилось отношение к руководству «Газпрома». И конечно, интересно, как во всех регионах, где морозы что-то разморозили, отключили, нарушили, прервали, изменится отношение людей (населения, электората) к своим губернаторам и президентам местного значения.
Со вторника, как сообщает Гидрометцентр РФ, на европейской части России ожидается потепление. А дальше и в Сибири постепенно морозы должны отступить: «В последующем в феврале на европейской территории и в Сибири мы, безусловно, ожидаем более теплую погоду. Мы не ожидаем, что в течение всего месяца будет очень суровая погода, скорее будет перепад температур».
Гидрометцентру уже вполне по силам дополнять свой прогноз такими сведениями: «В ближайшие две недели в связи с прошедшими холодами ожидается резкое падение рейтингов губернаторов «икс», «игрек» и «зет», в чьих регионах водопроводы были разморожены, дети в школах мерзли, а запасы топлива не были своевременно использованы».
Такие метеополитические прогнозы будут очень кстати президентской администрации, когда встанет вопрос о переназначении губернаторов «икс», «игрек», «зет», и не только их. Мороз проверяет профессиональную пригодность региональных руководителей лучше, чем самый дотошный и требовательный полпред президента. Кроме того, он не ограничивается уровнем региональных начальников. Проверка идет по всем уровням и направлениям. Короче говоря, «дозором обходит владенья свои».
Продолжение темы см. Сами мы местные, морозоустойчивые