Некогда цветущая земля превращается в выжженную пустыню.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
Ногайская степь, расположенная на севере Дагестана, превращается в выжженную пустыню. Экологическая катастрофа происходит на территории, занимающей почти четвертую часть республики (более миллиона гектаров). В результате ненормированного выпаса скота за последние десятилетия здесь возникла эрозия почв, пески наступают на населенные пункты, полностью исчезли отдельные виды фауны.
Разработанные и предлагаемые различными НИИ программы по борьбе с опустыниванием земель, не дают ощутимых результатов. Что же касается соответствующих специальных постановлений правительств России и Дагестана, то они остались не до конца выполненными из-за отсутствия финансирования.
До недавнего времени Ногайская степь имела большое хозяйственное значение не только для Дагестана. Крестьянские хозяйства Чечни, Ингушетии и Северной Осетии приводили сюда на зимовку скот. Теплая степь позволяла найти пристанище в холодное время года и редким видам животных, особенно сайгаков, косуль. В Дагестане раньше обитало больше 10 тысяч голов сайгаков. Но сегодня они перекочевывают в Калмыкию и Астраханскую область, и в Дагестане в лучшем случае осталось не более полутора тысяч этих животных.
По словам Зинаиды Коштаковой, проработавшей долгое время в администрации Ногайского района, местные власти постоянно выступали за передачу отгонных пастбищ под юрисдикцию администрации района. Дело в том, что одна треть земель отведена под отгонное животноводство. Чабаны горных районов Дагестана пасут здесь многочисленные стада овец. Следуя Закону «Об отгонном животноводстве», они обязаны отчислять 20% от земельного налога в бюджет республики, 60% в бюджет своего района и лишь 20% за Ногайскую степь, которую так безжалостно вытаптывают, в бюджет одноименного района. Но последние 10 лет отчисления практически не производятся.
Hогайский район по площади приблизительно равен Липецкой области. В нем проживают около 30 тысяч человек. При этом район, располагая огромными запасами земли под пастбища и нефтяными скважинами, влачит жалкое существование.
Так, например, город нефтяников Южно-Сухокумск, расположенный здесь, административно к Ногайскому району не относится, а потому все отчисления идут в Махачкалу. Не принадлежит району и ни одна из нефтяных скважин, расположенных здесь. Все они, кстати, также наносят Ногайской степи большой экологический урон.
Правительством Дагестана еще в 1993 году было принято специальное постановление «О социально-экономическом развитии Ногайского района». Но практически ни один из пунктов этого документа не выполнен. Ряд вопросов, в том числе и ввод в эксплуатацию орошаемых земель, завис в воздухе. И степь продолжает умирать.
Ростов-на-Дону