Экологическая организация Гринпис обратилась в прокуратуру с требованием остановить незаконное строительство под Санкт-Петербургом завода по сжиганию илового осадка. Причина – сооружение предприятия начато без экологической экспертизы, что является грубым нарушением российского законодательства.
Заказчиком строительства выступает государственное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга», с которым Гринпис ведет войну с осени 2003 года. Тогда была озвучена информация о том, что в городе на Неве появятся два завода по сжиганию илового осадка очистных сооружений. Гринпис затребовал для экологической экспертизы материалы оценки воздействия на окружающую среду намечаемого строительства. Но руководство «Водоканала» сообщило, что оно считает Гринпис юридическим лицом, а не общественной организацией, посему и отказывается представлять запрошенную информацию. После того как «Водоканалу» было предоставлено свидетельство Министерства юстиции РФ о регистрации Гринпис как общественной организации, последовал повторный отказ в доступе к информации – на этот раз его обосновали тем, что запрос был направлен Санкт-Петербургским отделением Гринпис, а не головной, т.е. московской, организацией.
«Столь безграмотные, с юридической точки зрения, и противозаконные действия явно свидетельствуют о том, что «Водоканал» пытается скрыть от общественности некие неудобные ему факты, – заявил руководитель Санкт-Петербургского отделения Гринпис Дмитрий Артамонов. – Это говорит о том, что предприятие планирует реализовать экологически небезопасный проект».
До 1978 года проблемы утилизации осадка в городе на Неве не существовало – стоки мегаполиса без какой-либо очистки сбрасывались в Финский залив. Не было очистки – не было и осадка, не было и проблемы его утилизации. Впервые о ней заговорили с появлением первых очистных сооружений. Принятая тогда технология сушки осадка, при которой его огромные массы подсушивались в печах и вывозились на полигоны, оказалась не самой удачной.
В 1997 году построили первый завод по сжиганию осадка. На смену десяткам тяжелых «КамАЗов», ежесуточно вывозивших осадок, пришло лишь несколько машин. Они перевозят всего 60–70 тонн обезвреженной золы, однако она не является абсолютно безопасной, в ней содержатся соли тяжелых металлов.
Новый комплекс, который по контракту будет строить немецкая фирма «Бамаг», будет и экологичнее, и экономичнее прежнего, уверяют в «Водоканале». «С вводом в строй завода мы практически полностью решим проблему утилизации иловых осадков, – сказала губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. – Не нужно будет больше выделять территорию для хранения и обработки отходов, и мы сохраним чистоту и здоровую экологическую атмосферу в городе, особенно в зоне Финского залива».
«Заводы по сжиганию илового осадка очистных сооружений потенциально очень опасны, – говорит координатор токсической компании Гринпис России Алексей Киселев. – Такой ил содержит в себе массу ядовитых веществ, и его сжигание далеко не тот процесс, который можно пускать на самотек. Поэтому сооружение иловых сжигателей должно идти под пристальным государственным и общественным контролем». Ковалев напомнил, что объект не прошел экологическую экспертизу, как того требует российское законодательство. Соответственно строительство завода должно быть немедленно приостановлено.
Санкт-Петербург