Когда водопровод отравлен, питьевую воду даже горожанам приходится добывать по старинке.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Чрезвычайное происшествие случилось на днях в Томске на улице Нижне-Луговой в трех домах, прилегающих к мясокомбинату. Из кранов горячего и холодного водоснабжения пошла вода с сильным запахом аммиака. У людей заболели глаза, а на коже появились красные пятна. Содержание аммиака в воздухе, по данным приехавших к месту происшествия спасателей МЧС, в три раза превышало предельно допустимую концентрацию.
По словам Евгения Карпицкого, заместителя начальника Томской областной поисково-спасательной службы, подобных происшествий в городе еще не случалось. Поэтому, кстати, у спасателей не оказалось оборудования для анализа содержания аммиака в воде.
Позднее выяснилось, что аммиак попал в трубы с водой, охлаждающей технологическое оборудование, из-за того, что оборудование не выдержало нагрузки. По словам возмущенных жителей, позвонивших на комбинат, чтобы информировать производство о случившемся, им ответили: «Закройте краны, и пахнуть не будет!» К счастью, обращаться за медицинской помощью в связи с аварией не пришлось никому – сильный запах оказался хорошим сигналом опасности, заставившим всех позаботиться о своей безопасности.
Сейчас идет расследование случившегося. Специалисты ГО и ЧС проводят необходимые анализы, чтобы документально восстановить картину происшествия. Авария на предприятии не первая. В минувшем году их здесь было несколько. Последняя – с выбросом аммиака в воздух – произошла в сентябре. Оборудование на комбинате старое, работает по 18–20 лет.
Пресс-служба мясокомбината напирает на «позитив»: мол, жителям домов, отрезанных от городского водоснабжения и подключенных к комбинатской системе, «не приходится в 40-градусный мороз ходить за водой на колонку». А технические неисправности, мол, случаются на любом предприятии, «особенно на таком сложном, как мясоперерабатывающее», а инженерно-технические службы комбината «всегда в кратчайшие сроки находят и устраняют любые неполадки для того, чтобы люди по-прежнему могли пользоваться холодной и горячей водой в своих квартирах, а не носить ведра с колонки к себе на 5-й этаж».
Но если оборудование старое, то, значит, возможны новые аварии. Пока ничто не говорит о каких-то возможных кардинальных переменах к лучшему, которые бы защитили горожан от повторения аналогичных происшествий. Виновников аварии мог бы установить и привлечь к ответственности суд. Но в комитете экологической безопасности урбанизированных территорий департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды сомневаются в судебной перспективе: «Экологических» судебных процессов до сих пор в истории Томска не было.
Людей пугает и информационная закрытость потенциально опасных объектов, хотя по закону такая информация засекречиванию не подлежит. Однако выясняется, что данные о состоянии объектов оказываются недоступными даже для сотрудников МЧС. Поэтому специалисты, непосредственно отвечающие за безопасность на предприятии, от комментариев воздерживаются.
А директор мясокомбината Сергей Одышев считает случившееся «ситуацией штатной». «Даже на космических кораблях, – сказал он в телевизионном интервью, – случаются поломки, хотя те денежные и людские ресурсы, которые туда вкладываются, нам и не снились. Техника есть техника, когда-то она подводит, ломается. Мясокомбинат № 5 является опасным производственным объектом, причем здесь несколько факторов повышенной опасности. В определенной зоне этого объекта жилых домов располагаться вообще не должно».
Томск