0
138411
Газета Печатная версия

15.11.2021 17:24:00

Как неожиданные находки помогают реставраторам

Иногда чугунная балясина или фото пластилинового макета позволяет вернуть исторический облик объекту

Тэги: культурное наследие, реставрация, находки


культурное наследие, реставрация, находки Фото wikipedia.org

Объекты культурного наследия, которые оказываются в руках реставраторов, зачастую приходится восстанавливать по архивным записям, снимкам, но иногда решения мастерам словно подсказывают сами памятники. Например, неожиданно находится чугунная балясина от перил или снимок наброска скульптора, и только тогда для реставраторов все встает на свои места и удается воссоздать объекты в соответствии с логикой прежних архитекторов и художников. О самых интересных и значимых открытиях, сделанных в ходе реставрационных работ в Москве, читайте в материале «НГ».

Настоящей шкатулкой с сюрпризами стало здание булочной Филиппова на Тверской. Во время обследований мастерам удалось раскрыть от поздних наслоений три слоя росписи на живописном плафоне, альфрейные росписи, имитирующие обои с виньетками, а также уникальный барельеф «Танец». А в подвальных помещениях были найдены сохранившиеся световые окна фирмы «Люксфер». Их ставили на рубеже XIX–XX веков. «Здание не обладает статусом объекта культурного наследия, однако по настоянию Мосгорнаследия все важные архитектурно-художественные элементы декора сохраняются под нашим контролем», – рассказал «НГ» руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов. По его словам, реставраторы всегда учитывают особенности эксплуатации зданий и на этапе разработки проектов обнаруживают заложенные двери, а также снимают слои краски и штукатурки, чтобы определить исторический цвет фасада. Но бывает, что находки случаются и при проведении самих реставрационных работ. Это могут быть фигурная плитка, живописное полотно, росписи под слоем штукатурки. «Подобные находки всегда учитываются, проект работ при этом корректируется», – уточнил глава ведомства.

Так, в старейшем здании на Люсиновской улице – главном доме городской усадьбы купцов Сушкиных–Кеворкова – специалисты обнаружили подлинную чугунную балясину. «Она украшала историческую лестницу. Эта находка позволила реставраторам воссоздать металлическое ограждение лестницы, вернув памятнику исторический облик», – отметил Алексей Емельянов. А в ходе реставрации флигеля в Денежном переулке была обнаружена подлинная метлахская плитка конца XIX – начала ХХ века. Мастера сразу же внесли изменения в проект и сохранили исторический декор дома.

«Хотелось бы рассказать еще об одной находке, – говорит руководитель Мосгорнаследия. – Речь про уникальный витражный плафон, который был обнаружен в жилом доме Абрикосовых. Когда реставраторы расчистили его до последнего слоя и обнаружили изящные узоры, было принято решение бережно демонтировать конструкцию и отреставрировать в мастерских. Также была обнаружена закрашенная в советское время роспись под плафоном». Сейчас работы с этим объектом завершены. После окончания реставрации конструкцию вернут на прежнее место в центральной части здания под световым фонарем – круглым окном в крыше для естественного освещения комнат.

Похожие находки мастера делают регулярно. Например, при реставрации Дома Наркомфина мастера нашли витражи. При работах в здании Московской межевой канцелярии образца XIX века – следы палат XVII века. А в 2017 году на ВДНХ реставраторы сняли с фасада павильона «Металлургия» стальные панели и обнаружили под ними барельефы 1954 года. Это работа скульптора Хасбулата Аскар-Сарыджи на тему земледелия Казахстана. Работа украшала бывший павильон «Казахская ССР», который был переименован и реконструирован в 1964 году.

Барельефы сохранились достаточно хорошо, но 9 м были утеряны. Реставраторы пытались найти данные в архивах ВДНХ. Но на всех фотографиях скульптура либо закрывалась деревьями, либо снимки были сняты с другого ракурса и нужный участок в кадр не попадал. Делали запрос в Дагестан, на родину художника, но там спустя столько лет не нашлось ни эскизов, ни фото, ни других документов, связанных с объектом. В итоге мастера нашли фотографию макета из пластилина, выполненного самим скульптором. Он был приблизительный, непроработанный: понятно, где мужчины, где женщины и каким трудом они заняты, но деталей недостаточно. Художникам пришлось поломать голову над загадочной дугой, к которой прислонился один из рабочих, но, кто он и что за объект за его спиной, оставалось загадкой.

«В какой-то момент уже чуть было не решили оставить как есть – приблизительный силуэт. Но мне удалось найти нужное фото: оказалось, что это хлопкоуборочная машина, – сообщил «НГ» скульптор и реставратор Елмурат Халыкбердыев. – Как только нашли фото этой машины, пазл сложился, сразу стала понятна вся концепция композиции, история земледелия Казахстана и роль этого мужчины. Потому что без этого комбайна он выглядел как надзиратель. А какие надзиратели могли быть в Советском Союзе? Там все были при деле».

Реставрационные работы в Москве продолжатся в следующем году. Так что, возможно, мы скоро услышим об интересных находках на территории Императорского воспитательного дома или в здании Центрального телеграфа. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Почему папа Франциск проигнорировал открытие собора Парижской Богоматери

Почему папа Франциск проигнорировал открытие собора Парижской Богоматери

Милена Фаустова

В организации церемонии увидели подчиненность Католической церкви властям Франции

0
4390
Московские археологи в 2024 году поставили рекорд

Московские археологи в 2024 году поставили рекорд

Елена Крапчатова

Раскопки на более чем 200 объектах оказались очень продуктивными

0
5980
Собор Парижской Богоматери опять распахнет Врата дьявола

Собор Парижской Богоматери опять распахнет Врата дьявола

Милена Фаустова

Вход во всемирно известный храм может стать платным

0
15569
Посетители ВДНХ могут прогуляться по Москве ушедших эпох

Посетители ВДНХ могут прогуляться по Москве ушедших эпох

Василий Матвеев

На выставке "Архитектура и мода. В потоке времени" представлены платья горожанок XVIII–XX веков

0
12524

Другие новости