0
1776
Газета Печатная версия

01.04.2025 15:59:00

Реконкиста без благословения церкви

Правые популисты и европейские христиане

Михаил Стрелец

Об авторе: Михаил Васильевич Стрелец – доктор исторических наук, профессор.

Тэги: правые популисты, марин ле пен, джорджа мелони, альтернатива для германии, западная европа, католическая церковь, лютеране


правые популисты, марин ле пен, джорджа мелони, альтернатива для германии, западная европа, католическая церковь, лютеране Лидер испанской партии Vox Сантьяго Абаскаль эксплуатирует образ вестготского короля Пелайо, положившего начало Реконкисте на Пиренейском полуострове. Фото Reuters

Крайне правые партии по всей Европе часто апеллируют к христианской идентичности и ценностям, заявляя себя защитниками духовного наследия своих стран. Для многих из них религия служит преимущественно культурным маркером – это способ противопоставить «традиционную христианскую Европу» секуляризму, иммиграции (особенно мусульманской) и либеральным ценностям. Однако степень религиозности и характер отношений с церквами у разных ультраправых движений заметно различаются. В западноевропейских странах такие партии нередко выступают за светский характер государства, одновременно требуя уважения к христианским корням культуры. В Восточной Европе правопопулисты теснее сплетены с традиционными церквами и представляют себя хранителями религиозных основ нации.

Франция: от светскости к защите «христианских корней»

Партия «Национальное объединение» (Rassemblement national, RN), ранее она называлась «Национальный фронт», традиционно апеллирует к наследию католической Франции, но в специфической, светской форме. Партийный лидер Марин Ле Пен одновременно настаивает на республиканском принципе лаицизма (отделения церкви от государства) и в то же время провозглашает приверженность «греко-христианским корням» французской цивилизации. В 2018 году Ле Пен заявляла: «Из нашего эллинско-христианского наследия, которое мы с гордостью несем, мы выводим особое понимание человека». Христианство подается ею как источник базовых ценностей свободы и человеческого достоинства, присущих европейской культуре.

В то же время Ле Пен старается не отождествлять себя с клерикализмом. Она выступает как хранительница светского государства, видя в этом инструмент защиты французской идентичности от исламизации. Показательно ее высказывание во время президентской кампании 2017 года, когда главный оппонент (консерватор Франсуа Фийон) делал акцент на своей личной католической вере. Ле Пен в телеэфире обвинила его: «Французы, конечно, очень привязаны к своим религиозным убеждениям... но оппортунистическое использование этой веры для продвижения определенной политической линии, по-моему, противоречит принципу лаицизма и нашим ценностям». Она подчеркнула, что нельзя «посылать такой сигнал», позволяя только одному политику прикрываться религией. «А как мы тогда запретим другим делать политику именем иной религии, например ислама?» – заметила Ле Пен. Таким образом, RN балансирует между обращением к «христианским ценностям Франции» и утверждением жесткого секуляризма: крест как культурный символ – да, но клерикальное влияние – нет.

Отношения RN с официальной церковью во Франции остаются натянутыми. Католические епископы хотя и разделяют консервативные взгляды – например, против однополых браков (движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в РФ), – неоднократно предостерегали верующих от поддержки ультраправых популистов из-за их ксенофобии. В 2017 году, перед выборами, архиепископы Марселя и других епархий заявили, что позиции RN несовместимы с Евангелием, призывая выбирать «не страх, а братство». Марин Ле Пен отвечала, что иерархи «вмешиваются в политику», и обвиняла их в том, что они якобы недостаточно защищают французских христиан от исламистской угрозы. Тем не менее руководительница партии избегает прямой конфронтации с Католической церковью, предпочитая говорить о «христианской цивилизации» в культурном плане.

Еще более радикальный правый лидер – публицист Эрик Земмур (основавший партию «Реконкиста» в 2021 году) – хоть и еврей по рождению, строит риторику почти полностью на защите католического наследия Франции. Земмур подчеркивает, что он «проникнут христианством», и ратует за возвращение Франции к традиционной культуре. Например, он предлагал законодательно ограничить выбор имен новорожденным традиционно французскими, «библейскими» именами вместо иностранных. Эти призывы находят отклик у части католиков-традиционалистов, однако официально церковь во Франции держит дистанцию от ультраправых движений.

Германия: «христианский Запад» против ислама

Немецкая партия «Альтернатива для Германии» (AfD), основанная в 2013 году, в своей программе заявляет: «Мы хотим сохранить нашу западнохристианскую культуру, наш язык и наши традиции». Одновременно AfD провозглашает, что «ислам не принадлежит Германии» – тезис, зафиксированный еще в проекте ее основного программного документа.

Один из сопредседателей AfD Александер Гауланд утверждал, что ислам «не является религией, такой же, как католическое или протестантское христианство, а всегда связан с притязанием на власть». Другая видная фигура в партии, Беатрикс фон Шторх, заявила, что ислам «несовместим» с Конституцией ФРГ. AfD требует запрета публичных проявлений мусульманской религии (минаретов, паранджи и т.п.) и ставит христианство в привилегированное положение как часть немецкой культуры. Парадоксальным образом при этом актуальное христианское вероучение и церковная жизнь мало интересуют партию: в программе 2021 года христианство и церковь упоминаются крайне редко, гораздо больший упор делается на секулярные национальные интересы.

Эта избирательная апелляция к «христианской культуре» приводит AfD к открытому конфликту с основными немецкими церквами – Католической и Евангелической (лютеранской). Они заняли однозначно критическую позицию. Епископы Католической церкви в 2019 году (после успехов AfD на выборах) выпустили специальное заявление, где сказано: «Мы говорим со всей ясностью: народнический национализм несовместим с христианским пониманием Бога и человека. Праворадикальные партии и те, что растут на почве этой идеологии, не могут быть местом политической деятельности христиан и не могут быть приемлемым выбором».

Хотя AfD прямо не названа, всем было понятно, против кого направлено это предупреждение. Отношения между партией и церковью окончательно испортились, хотя и ранее, с начала миграционного кризиса, лидеры AfD возмущались позицией церквей в защиту беженцев. Бывший сопредседатель AfD Фрауке Петри обвиняла иерархов в «политиканстве», а Беатрикс фон Шторх написала открытое письмо главе национальной епископской конференции: «Вы злоупотребляете своим саном, чтобы предостерегать (народ) от нас».

Евангелическая церковь Германии также жестко критикует AfD. В 2018 году, когда представители AfD попытались выступить на Кирхентаге (съезде церкви), им оказали холодный прием. По сути, немецкие церкви превратились в последовательных оппонентов AfD, называя ее идеологию греховной. В результате AfD все более отмежевывается от институтов церкви: партийные активисты обвиняют высшее духовенство в леволиберальной ангажированности, а некоторые даже демонстративно выходят из церквей. Тем не менее партия продолжает апеллировать к рядовым верующим-консерваторам, обещая защитить традиционное христианство от «исламизации» и либеральной теологии.

Италия: крест и розарий на митингах

В Италии две главные правые популистские силы – «Братья Италии» (FdI) премьер-министра Джорджи Мелони и «Лига» Маттео Сальвини – открыто эксплуатируют католические символы и риторику. Они провозглашают себя защитниками «Dio, Patria, Famiglia» («Бог, Отечество, Семья») – лозунга, имеющего давнюю историю. Мелони подчеркивает свою христианскую идентичность. «Я Джорджа: женщина, мать, итальянка, христианка!» – заявила она на митинге в 2019 году, чем вызвала бурные аплодисменты сторонников. Фраза «sono cristiana» («я христианка») стала своего рода визитной карточкой Мелони. Выступая перед единомышленниками из испанской партии Vox, Мелони скандировала: «Да – христианской идентичности, нет – исламистскому насилию», тем самым подчеркивая, что видит в христианстве основу национальной культуры, находящуюся под угрозой со стороны исламского экстремизма.

Маттео Сальвини, лидер «Лиги», хотя лично известен скорее как человек светский, тоже активно внедрил в свой имидж культ католических символов. Он нередко выступал на митингах, держа в руках распятие или четки (розарий). На знаменитом митинге националистов Европы в Милане (май 2019 года) Сальвини на глазах у тысяч людей поцеловал четки и произнес торжественную клятву: «Лично я вверяю Италию, свою жизнь и ваши жизни Непорочному Сердцу Марии, которая, я уверен, приведет нас к победе». Он также призвал покровителей Европы – святых Бенедикта, Бригитту, Кирилла и Мефодия – защитить европейские народы. Фактически Сальвини представил политическую борьбу националистов как «крестовый поход», освященный церковными символами. После успеха своей коалиции на выборах 2019 года Сальвини провозгласил: «Посвящаю эту победу Непорочному Сердцу Марии».

Такие действия вызвали резкую реакцию Ватикана и Католической церкви Италии. Государственный секретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин предостерег, что «Бог – для всех, и призывать Его на свою сторону всегда очень опасно». Журнал La Civilta Cattolica (издаваемый орденом иезуитов) через своего директора священника Антонио Спадаро напомнил заповедь «Не произноси имя Господа, Бога твоего, напрасно», раскритиковав политиков, которые устраивают «литании не по адресу» на митингах. Популярный католический еженедельник Famiglia Cristiana вышел с разгромной статьей: «Розарий, которым размахивал Сальвини, и свист толпы в адрес папы Франциска – вот оно, фетишистское суверенистское идолопоклонство». Издание назвало происшедшее «очередным примером инструментализации религии для оправдания систематического нарушения прав человека», намекая на жесткую антииммигрантскую политику Сальвини. Официальная газета Католической церкви «Avvenire» написала, что Сальвини «в очередной раз провозглашает себя знаменосцем католицизма, но католицизма сугубо своего, политизированного и противоречивого, далекого от учения папы и церкви… С четками молятся, а не проводят митинги».

В итоге даже многие искренне верующие из электората Сальвини почувствовали себя неловко. С другой стороны, ряд католиков-традиционалистов все же приветствовали жест Сальвини как «свидетельство веры». Письма в редакцию Famiglia Cristiana делились на резко осуждающие и одобряющие такой «героический жест веры».

Джорджа Мелони, став премьер-министром в 2022 году, ведет более тонкую игру. Будучи верующей католичкой, она старается сохранять хорошие отношения с Ватиканом, хотя и придерживается взглядов (например, противодействие миграции), противоположных позиции папы Римского Франциска. Ватиканские источники отмечали, что Мелони имеет «своеобразное представление о христианстве, исключающее, а не включающее», но пока действует осторожно. Папа Франциск, известный критикой «популизма», явно не поддерживает антииммигрантскую линию Мелони, однако официально церковь в Италии избегает открытой конфронтации с новым правительством. Сближение наблюдается по вопросам поддержки семьи и рождаемости – и понтифик, и правые в Италии едины в обеспокоенности демографическим кризисом, что создает точки соприкосновения. Тем не менее итальянское духовенство ясно дало понять, что не приемлет расизма и ксенофобии. Епископы заявили о недопустимости того, чтобы церковь считали «на стороне правых или левых – церковь должна быть на стороне Евангелия».

Испания: ультраконсерватизм Vox и католическая идентичность

В Испании партия Vox («Голос»), основанная в 2013 году, строит свою идеологию на ультраконсервативных ценностях. Лидеры Vox – Сантьяго Абаскаль и другие – выходцы из правого крыла Народной партии и католических кругов. Они выступают как защитники Католической церкви от левой антиклерикальной политики. Vox последовательно отстаивает позиции, совпадающие с католической доктриной, по вопросам абортов (слоган «Aborto cero» – «Ноль абортов»), традиционной семьи, противодействия ЛГБТ-пропаганде (ЛГБТ – запрещенная в РФ экстремистская организация) и т.д. «Нужно сохранить христианскую идентичность Европы», – заявлял Абаскаль, будучи кандидатом в премьеры.

Партия использует образы крестовых походов и Реконкисты: к примеру, митинги Vox нередко проходят под знаменами с крестом, а сам Абаскаль фотографировался верхом на лошади, стилизуясь под средневекового испанского кабальеро. Vox осуждает так называемую «прогрессивную диктатуру», которая, по словам Абаскаля, разрушает традиционные ценности и «потворствует исламистам». Он требовал от правительства активных действий для защиты христиан во всем мире.

Отношения Vox с Католической церковью в Испании менее конфликтны, чем у их коллег в других странах, но все же не безоблачны. С одной стороны, многие испанские епископы разделяют позиции Vox по вопросам морали (аборты, семья) и благодарны партии за поддержку церковных интересов (например, они выступают против изъятия собственности церкви или пересмотра соглашений с Ватиканом). Некоторые консервативно настроенные церковные деятели симпатизируют Vox, видя в ней «меньшее зло» по сравнению с левыми. Так, епископ города Кулья Хуан Антонио Рехо позитивно отзывался о готовности Vox защищать «право на жизнь и семейные ценности». С другой стороны, официально Конференция епископов Испании заявляет о политическом нейтралитете и предостерегает от «злоупотребления религией в политических целях». В 2019 году, после прохождения Vox в парламент, будучи в то время главой епископской конференции, кардинал Рикардо Бласкес отметил, что церковь не может отождествляться ни с одной партией и что христианские ценности – это еще и любовь к мигрантам, социальная справедливость и прочее, что подразумевало критику ксенофобных элементов программы Vox.

Некоторые католические издания Испании даже критиковали популистов. Так, портал Religion Digital опубликовал статью «Антихристианство Vox», утверждая, что многие предложения партии «несовместимы с христианским мировоззрением, на которое они ссылаются». В ответ правокатолические голоса (например, сайт «Hispanidad») возражали: мол, Vox – единственная партия, защищающая христианскую культуру, и непонятно, почему католические СМИ нападают на нее. Таким образом, внутри католического сообщества Испании идет дискуссия о партии: часть видит в ней спасителей традиционной Испании, другая – опасных радикалов, искажающих христианство.

Австрия: «христианский Запад» и критика церкви

В Австрии правая популистская «Партия свободы» (FPÖ) начиная с 2000-х годов использует слоганы о защите «христианского Запада» от чуждых влияний. Бывший многолетний лидер FPÖ Хайнц-Кристиан Штрахе в 2009 году вел кампанию под лозунгом «Западные земли – в христианские руки». На митингах того времени Штрахе демонстративно поднимал распятие, призывая остановить исламизацию Европы «крестовым походом». Этот агрессивный жест вызывал протесты не только левых, но и официальных церковных властей. Тогдашний президент Австрии Хайнц Фишер (практикующий католик) заявил, что «размахивание крестом напоминает времена инквизиции и не имеет места в политике XXI века». Представители католической и лютеранской церквей также критиковали FPÖ за разжигание межрелигиозной вражды под видом христианской риторики.

В 2018–2023 годы FPÖ под руководством Герберта Кикля продолжила апеллировать к христианству, хотя и несколько иначе. Партия выступает против мусульманской иммиграции, обосновывая это защитой «христианско-австрийской культуры». В 2023 году на предвыборных плакатах FPÖ появился слоган «Euer Wille geschehe» – перефраз известной строки из молитвы «Отче наш» («да будет воля Твоя») на «да будет воля ваша», обращенной к избирателям. Этот ход также был встречен резкой критикой церкви. Генеральный секретарь австрийской епископской конференции Петер Шипка осудил «игры со словами, священными для людей», назвав плакат неуважением к верующим: «Кто так делает, должен понимать, что играет с тем, что свято для людей». Аббат Пий Маурер заявил, что использовать слова из молитвы для агитации – «безвкусная пропаганда партии»и «пародия на христианство, показывающая несерьезность» политиков. Лютеранский епископ Микаэль Бюнкер заметил, что FPÖ извращает суть христианской любви к ближнему – особенно в контексте беженцев – и что такое понимание «милосердия лишь к своим» противоречит Евангелию.

В целом Католическая церковь в Австрии занимает враждебную позицию к FPÖ по вопросам миграции и межрелигиозного диалога. Будучи архиепископом Вены, кардинал Кристоф Шёнборн неоднократно призывал к гуманному отношению к беженцам и осуждал язык ненависти – его слова явно шли вразрез с позицией FPÖ. Шёнборн, впрочем, старался не упоминать партию напрямую, но в проповедях предупреждал от «лжи под маской религиозных лозунгов». FPÖ в ответ обвиняет церковь в том, что она «слишком либеральна» и мешает защищать Австрию от «исламизации». Тем не менее, учитывая высокую религиозность части своего электората, FPÖ не рвет с церковью окончательно. Партия просто игнорирует критику духовенства, продолжая говорить о христианстве как о части национальной идентичности, но отстаивая преимущественно светские, националистические интересы.

Северная Европа: культурное христианство против секуляризма

В традиционно протестантских и по факту секулярных странах Северной Европы (Нидерланды, Скандинавия) крайне правые тоже ссылаются на «иудео-христианское наследие» как на основу национальной культуры. Однако здесь речь идет почти исключительно о культурном христианстве, так как уровень реальной религиозности очень низок.

Например, нидерландский политик Герт Вилдерс (Партия свободы, PVV), сам позиционирующий себя агностиком, тем не менее говорит о защите «христианско-еврейской цивилизации» Нидерландов. Вилдерс жестко критикует ислам и утверждает, что Нидерланды должны остаться страной христианской культуры. Однажды он заявил: «Я не ненавижу мусульман, я ненавижу ислам. Наша культура основана на христианстве, иудаизме и гуманизме, и она несовместима с исламской». И этот тезис неоднократно звучал в его выступлениях. Вилдерс даже призывал вернуть в школах традиции Рождества и выступал против удаления христианских символов из общественных мест, заявляя, что Нидерланды – страна с христианскими корнями, и иммигранты должны это уважать. Похожую позицию занимает и более новая нидерландская правая партия «Форум за демократию» под руководством Тьерри Боде. Здесь говорят о «западном христианском наследии», хотя сами тоже не религиозны.

В Скандинавии правопопулисты также используют риторику защиты христианских ценностей, зачастую с подчеркнуто антимусульманским подтекстом. Националистическая партия «Шведские демократы» (SD) официально провозглашает целью охрану «шведской культуры и христианского наследия». В одном из документов SD говорится о стремлении «защитить нашу общую культуру, наше христианское наследие и сохранить семейные ценности». При этом Швеция – одна из самых секулярных стран мира, и большинство членов SD вовсе не практикующие христиане. Тем не менее лидер SD Йимми Окессон не раз подчеркивал, что Швеция – исторически христианская страна, в то время как мусульманская иммиграция, по его словам, угрожает этой традиции. В 2018 году Окессон в предвыборной речи называл исламизм «нацизмом и коммунизмом нашего времени». SD выступает против того, чтобы Церковь Швеции благословляла однополые браки или как-нибудь иначе отходила от консервативных норм. Несмотря на то что сама партия возникла из светского националистического движения, теперь она пытается «ухаживать» за консервативно верующими из лона лютеранской церкви.

Реакция церквей в Северной Европе на ультраправый дискурс в целом негативная. Например, Церковь Швеции прямо вовлечена в поддержку беженцев и межрелигиозный диалог, что контрастирует с позицией SD. Будучи архиепископом Упсалы, Антье Якелен (первая женщина – глава Шведской церкви) вступала в заочную полемику с SD, подчеркивая, что христианство требует сострадания к мигрантам и что моноэтническое «чистое христианство» – иллюзия. В 2018 году, перед выборами Церковь Швеции призвала верующих не поддерживать партии, сеющие ненависть, хотя названий политических организаций не прозвучало. Церковь Дании высказывается менее активно, но известны заявления отдельных епископов против Датской народной партии (DF), которая много лет была антииммигрантским флагманом. Аналогично в Норвегии представители местной лютеранской церкви критиковали антииммигрантскую риторику Партии прогресса, указывая на библейские заповеди предоставлять приют страннику. Впрочем, в Северной Европе, учитывая высокий секуляризм, влияние церкви на выбор избирателей невелико – скорее общественные гуманистические ценности выполняют ту же роль, осуждая расизм и ксенофобию.

 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Марин Ле Пен лишили президентской мечты

Марин Ле Пен лишили президентской мечты

Данила Моисеев

Французскому правому политику запретили занимать государственные должности пять лет

0
2012
Могут ли на конклаве быть «лишние» кардиналы

Могут ли на конклаве быть «лишние» кардиналы

Станислав Минин

Римские папы установили лимит в 120 выборщиков, но его не обязательно соблюдать

0
11086
О "пророссийских" европейских правых

О "пророссийских" европейских правых

Почему Марин Ле Пен решила поддержать Украину и раскритиковала США

0
10221
Папа Франциск косвенно указал на возможного преемника

Папа Франциск косвенно указал на возможного преемника

Станислав Минин

Кто будет управлять конклавом, если коллегия выборщиков соберется в скором будущем

0
14094

Другие новости