Суннитские радикалы демонстрируют религиозным меньшинcтвам Сирии превосходство своих сил. Фото Reuters
Российская дипломатия ведет сложную работу с новой властью в Сирии. У государства свои задачи, которые не позволяют рубить сплеча. Но та часть общественности РФ, которая закрепила за собой роль оберегателей патриотических и державных устоев, единодушно определилась со «своими» и «чужими» на сирийском направлении.
С этого угла зрения целая когорта публицистов и блогеров принялась оценивать позицию отдельных исламских деятелей в России, а также целых религиозных объединений. Нарекания вызывают выступления мусульман, в которых отрицаются гонения правящего в Дамаске режима на религиозные меньшинства – алавитов, христиан и друзов.
То, что происходило с 6 по 8 марта в сирийской провинции Латакия, разные стороны конфликта определяют по-разному. Правящий режим, поддерживаемый радикальными суннитскими группировками, утверждает, что было подавлено восстание сторонников потерявшего власть Башара Асада. Нынешний президент страны Ахмед аш-Шараа заявил, что расправы над мирными жителями и бессудные казни осуществляли неподконтрольные «банды», и обещал наказать виновных.
Другая точка зрения заключается в том, что в стране идет межрелигиозный конфликт, а в бойне в Латакии на западе Сирии погибли в основном мирные жители из общины алавитов, близкой к шиитскому направлению в исламе. Говорят и о расправах над христианами. Среди жертв есть также сунниты, которые, возможно, в той или иной степени были связаны с прежним режимом.
Число мирных граждан, погибших в ходе столкновений, по состоянию на 15 марта достигло 1,5 тыс. Такие данные приводит ТАСС со ссылкой на сирийский телеканал Sham TV.
В западном мире оценки этих событий разделились. Администрация США, ориентированная на поддержку христиан и выступающая против исламистского радикализма, осудила суннитскую власть Сирии. Франция тоже вступилась за алавитское меньшинство, вероятно, памятуя о мандате Франции над Сирией и Ливаном в первой половине XX века. В 1920–1930-х годах даже существовало алавитское квазигосударство Санджак Латакия, поддерживаемое Парижем.
В то же время объединенная позиция Евросоюза сводилась к тому, чтобы принять на веру версию Дамаска. Брюссельская бюрократия наиболее лояльно относится к новым властям Сирии и призывает снять с государства санкции, введенные Западом еще во времена Асада.
Российские блогеры и журналисты патриотического направления однозначно расценили происшедшее как религиозные гонения и даже геноцид. Они в штыки воспринимают любые попытки оправдать рейды силовиков из Дамаска, видя в подобной апологии проявление глобальной суннитской солидарности.
Возможно, они не так уж не правы, когда чувствуют в этом проявление конкуренции идентичностей. Есть мнение, что гражданскому самоопределению жителей России бросает вызов панисламская идентичность, что особенно чувствуется в среде трудовых мигрантов из Центральной Азии. Наблюдатели отмечают, что в рядах «служб правопорядка» нового режима в Дамаске встречается много выходцев из Средней Азии, которые активно участвовали в гражданской войне и натурализовались на Ближнем Востоке.
Сейчас исламская надгосударственная модель остается единственной реальной действующей формой глобализации, поскольку либеральный глобалистский проект практически распался, и отечественные деятели державнического направления видят в панисламизме и пантюркизме главного конкурента российскому патриотическому нарративу.
Проявления «непатриотичной» суннитской солидарности обнаружились фактически по горячим следам событий в Латакии. В одной из блогерских видеоконференций мусульманский деятель с Северного Кавказа Шихабудин Гусейнов высказался в русле официального нарратива Дамаска о том, что происходившее в Латакии было подавлением выступлений сторонников Асада.
«Власти Сирии говорят: если вы хотите мирной жизни, то сдавайте свое оружие. Там разницы нет, алавиты они или другие последователи конфессий, друзы. Кто взял оружие в руки, тех и будем уничтожать, говорят власти Сирийской Арабской Республики», – заявил мусульманский деятель. Участвовавший в дискуссии журналист, близкий к алавитам, с возмущением опроверг сказанное Гусейновым. Спор тут же выплеснулся в широкое информационное пространство и вызвал скандал.
У виновника скандала довольно насыщенная трудовая биография. Будучи выходцем из Дагестана, он ранее работал в региональном муфтияте, а потом перебрался в исламскую организацию Ставрополья. Везде Гусейнов занимался международными связями. Он получил образование в мусульманских странах и в различных интервью распространял мысль о превосходстве арабского языка над европейскими. В 2018 году Гусейнова чествовали в Дагестане, поздравляли с защитой докторской диссертации на тему «Конфликтный текст. Выход из положения при конфликте, когда текст скрытый, явный, разъясняющий». «Суть моей научной работы в том, чтобы при столкновении с разными типами текстов суметь правильно понять их, выделить главное и растолковать окружающим», – рассказывал в одном из интервью Гусейнов.
В ранге сотрудника муфтиятов он регулярно бывал в командировках в суннитских странах, и, вероятно, для него представляется естественным излагать те мнения о происходящем в Сирии, которые распространены в этих государствах. Однако в российском обществе существуют опасения, что победе суннитов в Дамаске радуются многие рядовые представители уммы в регионах РФ. Отсюда столь резкая реакция на слова Гусейнова.
По итогам спорной видеозаписи выступила даже местная епархия РПЦ. «Нам казалось, что резня мирного населения в Сирии где-то далеко от нас. И наши соседи – мусульмане Кавказа, представители самой мирной религии никогда не поддержат того ужаса, который мы видим практически в прямом эфире, – говорилось в специальном заявлении от 10 марта за подписью пресс-секретаря Пятигорской епархии протоиерея Михаила Самохина. – Поэтому слова заместителя муфтия Ставрополья Шихабудина Гусейнова стали настоящим шоком для православных христиан на Кавказе. Какими благими намерениями можно оправдать убийство женщин и детей? Как можно хотеть мира, без разбора уничтожая села и деревни? Как можно оправдывать убийц, кровавое опьянение которых не скрывает плохое качество телефонных видеороликов? Слова не просто мусульманина, но представителя уммы, заместителя муфтия откровенно пугают… Сколько еще его единоверцев сочувствует палачам? Сколько готовы последовать их примеру? Эти вопросы невольно приходят в голову при словах господина Гусейнова».
Автора наделавшего шум высказывания представили как заместителя муфтия Ставрополья, однако сам лидер мусульман этой северокавказской республики Мухаммед Рахимов утверждает, что Гусейнов из духовного управления был уволен еще в феврале.
Критике подвергаются не только позиции тех, кто четко определился в своих симпатиях к победителям гражданской войны в Сирии, но и более взвешенные заявления респектабельных исламских организаций. Не всем пришелся по душе «призыв президиума Духовного управления мусульман Российской Федерации в связи с событиями в Сирии», опубликованный 9 марта. «Мы молимся за сирийский народ, за преодоление раскола между разными его частями и призываем все противоборствующие стороны проявлять подобающую верующим сдержанность. Мы призываем также пришедшие к власти после многолетней кровопролитной гражданской войны силы в Сирии найти возможности для налаживания внутринационального диалога, установить механизмы учета мнения и интересов религиозных меньшинств. Сочувствуя и сопереживая всем жертвам сирийской междоусобицы, мы призываем все стороны проявить волю к компромиссу, миру и согласию», – говорилось в публикации ДУМ РФ.
В некоторых кругах выступление исламской организации сочли недостаточно справедливым. Критики возмущались призывом к «сдержанности», обращенным к жертвам преследований и массовых убийств.
Дискуссии по следам сирийских событий развиваются на фоне конфликтных ситуаций уже во внутригражданских отношениях в России, таких как проблема нелегальных мигрантов из Средней Азии и провокации, нацеленные на разрушение межрелигиозного согласия. Как раз в те дни, когда публика возмущалась выступлениями в защиту нового сирийского режима, служба коммуникации Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) РПЦ распространила сообщение о том, что «в адрес ряда епархиальных архиереев Русской православной церкви поступили фальсифицированные письма якобы от имени руководства Духовного управления мусульман Российской Федерации с просьбой предоставить мусульманам помещения для совершения молитв».
В ОВЦС назвали эти письма провокацией и сослались на более раннюю публикацию на ресурсах ДУМ РФ, где исламская организация называла подобные обращения фальшивками. «Убедительно просим игнорировать данные письма – это провокация с целью внести раздор между традиционными религиями России», – призывала 6 марта религиозная организация. Напоминаем, что именно в этот день набрали обороты погромы в Латакии.
Однако провокация неведомых враждебных сил не ограничивалась лишь рассылкой фальшивок. В конце февраля мусульманин действительно пришел в православный храм в Вологде и совершил там намаз, ссылаясь на якобы данное «позволение» ДУМ РФ.
Напряжение растет, подпитываясь новостями из-за рубежа и их интерпретацией в зависимости от предпочтений авторов резонансных высказываний.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать