0
224
Газета Печатная версия

18.03.2025 16:36:00

Дхарма процветания

У «буддийской экономики» открылись перспективы в России

Тэги: буддизм, калмыкия, буддийская экономика, мьянма, непал, далайлама, тибет, международные отношения


буддизм, калмыкия, буддийская экономика, мьянма, непал, далай-лама, тибет, международные отношения Проповедник и предприниматель Майкл Роуч буквально интерпретировал основополагающую для буддизма «Алмазную сутру» и организовал бизнес, связанный с алмазами. Иллюстрация с сайта www.yogastudiesinstitute.org

Глава Республики Калмыкия Бату Хасиков рассказал о том, как налаживает связи с государствами Юго-Восточной Азии. Российский чиновник встречался в марте сначала с премьер-министром Мьянмы Мин Аун Хлайном, а спустя некоторое время с послом Непала в Москве Джангом Бахадуром Чауханом. Тем самым Хасиков, используя региональную специфику, подкрепляет связи федерального Центра с азиатскими странами, народы которых исповедуют буддизм. Калмыкия – один из нескольких российских регионов, где титульным считается буддийское население.

Степная республика, расположенная в европейской части РФ, наращивает свой имидж важного центра отечественного буддизма. Ранее в качестве «самого буддийского» региона воспринималась, наверное, все же Бурятия. Однако Бурятия, как и Тува, и районы распространения буддизма в Забайкалье и на Алтае находятся слишком далеко от Москвы. Калмыкия ближе. Степная республика делегирует своих представителей в централизованные духовные объединения, штаб-квартиры которых располагаются в столице.

Некоторое отставание калмыков в позиционировании себя как важного ламаистского центра ранее объяснялось тем, что этот народ понес наиболее тяжелые потери во времена массовых репрессий 1930-х годов, которые затронули буддийское духовенство и монашество. С начала 1990-х годов республика воссоздавала религиозные институты, пользуясь поддержкой тибетского духовенства из разных стран, с которым у калмыков есть общность духовной традиции. Теперь республика расширяет внешние контакты.

Во взаимоотношениях с восточными государствами Хасиков предложил необычный инструмент сотрудничества. «Впервые значительное внимание будет уделено международным проектам с участием буддийских стран и созданием институтов «буддийской экономики», – написал руководитель Калмыкии по итогам встречи с мьянмарским премьером. А после диалога с непальским послом чиновник заявил следующее: «Калмыцкая ветвь буддизма исторически связана с непальской традицией. И мы, как уникальный центр буддийской культуры в Европе, готовы стать мостом международного сотрудничества между Россией и буддийскими странами, особенно с Непалом – священной землей для всех последователей учения Будды».

Что же это за особые экономические принципы, на которых Хасиков предлагает выстраивать отношения с государствами Азии? Многие слышали об исламских финансах, некоторые российские банки уже используют шариатские способы заимствования денег у населения, не нарушающие запреты Корана. Оказывается, и у буддистов есть возможность помочь экономике России, которая ищет возможности противопоставить что-то доминированию Запада в мировой финансовой системе.

«Впервые я услышал слова «буддийская экономика» от известного американского ученого Эрнста Дэйла, который приехал в Россию в начале 1990-х годов и попал ко мне в гости, так как интересовался духовными традициями Востока, – рассказал «НГР» российский буддолог Андрей Терентьев. – Он говорил, что считает некоторые буддийские идеи перспективными для экономики будущего. Когда через несколько лет я услышал о «сострадательной экономике» Станислава Меньшикова, то уже не удивился. В начале 1990-х годов известный советский экономист Меньшиков встречался с далай-ламой, и его святейшество предложил ему написать книгу о новой экономике – экономике сострадания».

«Но реальную известность для реального бизнеса буддийские нравственные идеи – такие как честность, отношение к конкурентам как к партнерам и друзьям, а не врагам, получили несколько позже – в широкой международной лекционной деятельности буддийского духовного деятеля, монаха и одновременно бизнесмена Майкла Роуча, – продолжил Терентьев. – Практические бизнес-семинары геше Майкла (а он первым, кажется, из западных людей получил тибетское звание геше – доктора буддийской философии, проучившись много лет в тибетском монастырском университете Сэра Мэ и сдав соответственные экзамены в диспутах с тибетскими учеными перед лицом всей монашеской братии) привлекли внимание предпринимателей тем, что применение простых нравственных принципов, объясненных Майклом, давало быстрый эффект в бизнесе». В своих книгах Роуч «подробно рассказывал, как ему удалось достичь успехов в среде жесткой американской конкуренции в бизнесе, а также во многих других сферах жизни, используя принципы, описанные в древних буддийских сутрах».

Однако на Западе понятие «буддийской экономики» появилось еще раньше. Его ввел немецко-британский экономист Эрнст Фридрих Шумахер. В 1973 году вышла его книга «Красота в малом: экономика, которая имеет значение для людей». Она аккумулировала опыт, который ученый получил во время работы в Бирме, как в то время называлась Мьянма.

«Неоспоримо, что источником всех людских благ и богатства является труд, – писал Шумахер. – Тем не менее современная наука рассматривает труд не иначе как необходимое зло. С точки зрения работодателя, это всего лишь строка расходов, которую необходимо свести к минимуму, либо свести на ноль через, скажем, автоматизацию процесса. С позиции рабочего человека труд – пагубен; работать – значит приносить в жертву свой отдых и комфорт, а заработная плата является своего рода компенсацией за причиненные неудобства. Следовательно, для работодателя идеальным вариантом стал бы полный отказ от наемной силы, а для рабочего – постоянный доход без трудоустройства».

Основная цель «буддийской экономики» в понимании Шумахера – освобождение рабочего от «проклятья» труда и эксплуатации капиталистом. Хозяйственная деятельность должна происходить не во имя прибыли, а во имя «счастья» тружеников. К слову, тогда становится понятным такое явление, как «Центр по изучению Бутана и исследованию валового национального счастья» в Королевстве Бутан. Его чаще называют «министерством счастья», хотя это и неправильно. Институция представляется остальному миру экзотикой. 

О том, зачем же в Бутане все-таки замеряют счастье, можно прочитать в «НГР» от 06.04.17. Основной посыл Шумахера и других экономистов, которые пытались привнести в производство принципы буддизма, многим напомнят о марксизме. Такое напоминание, несомненно, навеет размышления об утопичности подобных теорий.

Духовный лидер тибетских буддистов далай-лама XIV Тензин Гьяцо неоднократно называл себя марксистом, хотя и с оговорками. «Вы видите тоталитарный марксизм... очень недальновидный и близорукий», – говорил он в одном из интервью по поводу Китайской Народной Республики. И уточнял свою позицию: «Я должен прояснить, что в том, что касается марксизма, в том, что касается социальной экономики, я марксист. Марксистская экономика делает упор на равное распределение. Это очень хорошо. Особое внимание и особые права предоставляются рабочему классу, это так замечательно».

Хотя в Мьянме и Непале, с которыми намерены развивать буддийскую экономику российские регионы, доминируют последователи Дхармы, то есть свода нравственных правил, выработанных в древней Индии, этим странам пока не удалось достичь высот в таком показателе, как валовой национальный доход на душу населения. Если приближаться к какой-то точности в определениях, то именно этот показатель более всего похож на критерий справедливости, о котором писал Шумахер. По данным соответствующего общемирового рейтинга, в 2023 году Непал находился на 177-м месте, а Мьянма занимала 180-ю позицию.

По сообщениям различных СМИ, в последнее время из Мьянмы в такие регионы России, как Приморский край, Амурская область и Татарстан, начали прибывать трудовые мигранты. Пока эти резервы исчисляются десятками человек, но если их количество кратно возрастет, вероятно, исповедующие буддизм мьянмарцы смогут привнести какие-то элементы буддизма в трудовые отношения в промышленности и сфере услуг на территории России.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Константин Ремчуков. Китайская компания продает инвесторам из США ключевую долю в портовой инфраструктуре Панамского канала за $22,8 млрд

Константин Ремчуков. Китайская компания продает инвесторам из США ключевую долю в портовой инфраструктуре Панамского канала за $22,8 млрд

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 10.03.25

0
7714
Отношения между Дели и Пекином осложняет тибетский  вопрос

Отношения между Дели и Пекином осложняет тибетский вопрос

Владимир Скосырев

Решение США закрыть большинство программ USAID расстроило эмигрантов из Китая

0
1875
ЕС разочаровывает жителей Молдавии...

ЕС разочаровывает жителей Молдавии...

Светлана Гамова

В Киргизии будут пересаживать почки иностранцам

0
6679
О тибетской медицине не только для тибетцев

О тибетской медицине не только для тибетцев

Геннадий Гутман

Кислый, сладкий, соленый

0
9514

Другие новости