На фото архиепископ Иоанн Пелуши (в центре) и члены Синода Албанской православной церкви. Фото сайта orthodoxalbania.org
Синод Албанской православной церкви (АПЦ) 16 марта единогласно выбрал архиепископом 69-летнего Иоанна Пелуши. Епископы возгласили: «Ис пола эти, деспота», что по-гречески означает «Многая лета, владыка!». Интронизация назначена на 29 марта. Однако несомненно, что уже сейчас новый глава церкви определился со своей позицией по украинскому вопросу. Это главный водораздел в православном сообществе.
Одними из первых поздравили Пелуши Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей и глава созданной им в 2018 году Православной церкви Украины (ПЦУ) митрополит Епифаний (Думенко). «Мы молимся за вас, за Албанскую православную церковь, и просим ваших молитв за нашу поместную церковь и Украину, за торжество истины и справедливого мира», – написал лидер ПЦУ в поздравительном адресе.
И Думенко, и глава Константинопольской церкви заинтересованы в том, чтобы новый архиепископ Албании разделял их интересы. Предыдущий глава АПЦ архиепископ Анастасий Яннулатос, скончавшийся 25 января, был этническим греком. В 1991 году Варфоломей назначил его своим экзархом в Тирану, а спустя год Анастасий был избран главой Албанской церкви. Местным жителям не нравилось то, что он не албанец, тогда как Константинопольский патриархат это вполне устраивало вплоть до 2018 года. После того как была создана ПЦУ и Варфоломей стал настаивать на том, чтобы все поместные церкви ее признали, многие главы поместных церквей, этнические греки, поддались на уговоры Вселенского патриарха. Среди них патриарх Александрийский Феодор II, ныне покойный архиепископ Кипрский Хризостом II, а также его преемник архиепископ Георгий, архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II. Албанский архиепископ отказал Варфоломею и имел из-за этого затяжной конфликт с Константинополем. Анастасий не раз требовал проведения Собора, на котором все поместные православные церкви могли бы высказаться по поводу действий Константинополя. При этом Яннулатос до последнего поддерживал Украинскую православную церковь (УПЦ) и осуждал притеснения, которым ее подвергает киевский режим. Константинополь, наверное, больше бы устроило, если бы новым главой АПЦ был избран единственный оставшийся в албанском Синоде грек – митрополит Димитрий Дикбасанис, который, как и Анастасий, был направлен в Албанию в 1991 году патриархом Варфоломеем.
Иоанн (в миру Фатмир) Пелуши – этнической албанец. Он родился в Тиране в семье бекташей – последователей суфийского ордена, основанного Хаджи Бекташем в XIII веке – и перешел в православие в 23 года. Богословское образование он получил в греческой семинарии в США. Несмотря на то что ему предлагали остаться в Штатах, он в 1992 году, когда албанцы массово покидали страну, вернулся в Тирану.
Руководителей Московского патриархата, вероятно, Иоанн Пелуши вполне устраивает. Он считается последователем церковной политики Анастасия, что внушает Москве надежду. «Это высокое и ответственное служение сопряжено с неустанной заботой о церковном единстве, ревностным отстаиванием чистоты веры и канонических устоев церкви, что в нынешнее трудное время требует особой мудрости и немалого мужества», – написал в поздравительном обращении патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Антоний (Севрюк) продолжил эту мысль. «В Русской православной церкви вас хорошо помнят и любят со времен вашего посещения ее пределов в 2013 году для участия в праздновании 1025-летия Крещения Руси. С вашим избранием мы связываем надежды на то, что святейшая Албанская церковь, как и прежде, будет непоколебимо стоять на твердых канонических позициях, продолжит поддержку гонимых православных христиан на Украине», – говорится в поздравлении главы ОВЦС.
Близкий к Константинопольскому патриархату сайт Orthodox Times заявил, что Москва пытается давить на Албанскую церковь. «Митрополит Антоний не ограничился формальными поздравлениями. Еще до интронизации нового архиепископа Албанского он позаботился передать свое послание архиепископу Иоанну, дав понять, что ожидает от него «адаптации» к сфере влияния Московского патриархата», – утверждается в публикации околоцерковного издания.
Наверное, сегодня уже не столь важно, признает Албанская церковь ПЦУ или нет. К настоящему моменту новую религиозную организацию Украины считают каноничной лишь четыре поместные православные церкви. Даже если будет пятая – это все равно мало для обеспечения ее веса в ойкумене. Скорее речь действительно идет о борьбе за сферы влияния между РПЦ и Константинопольской церковью, лакмусовой бумажкой чего стала ПЦУ, утратив самодостаточность. При этом всех, кто не признал украинских «альтернативщиков», Московский патриархат по факту считает своими союзниками.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать