Монахини Пюхтинского монастыря направляют правительству в Таллине одну петицию за другой.
Фото с сайта www.puhtitsa.ee
На официальном сайте Эстонской православной церкви Московского патриархата(ЭПЦ МП) 18 февраля было опубликовано заявление Синода, в котором утверждается, что это «законопослушная церковь» и она «желает продолжать религиозную деятельность в мире».
«В преддверии открытого заседания правовой комиссии Рийгикогу (парламента Эстонии - «НГР») 18 февраля 2025 года по вопросу законопроекта об изменении закона о церквах и приходах мы призываем всех участников дискуссии воздержаться от необоснованных обобщений и враждебных обвинений, наносящих вред общественному единству и свободе вероисповедания в Эстонии. Надеемся, что обсуждение законопроекта пройдет в конструктивной атмосфере, основываясь на фактах и уважая права и свободы всех религиозных объединений в Эстонской Республике, и не поставит нашу законопослушную деятельность вне правового поля», - говорится в обращении, подписанном в том числе главой ЭПЦ МП митрополитом Евгением (Решетниковым).
Важный для эстонского православия законопроект о внесении изменений в закон о церквах и приходах поступил на обсуждение депутатов Рийгикогу 11 февраля. Ранее документ, согласно которому ЭПЦ МП к лету должна разорвать все связи с Московским патриархатом, был одобрен кабинетом министров и правовой комиссией парламента. В пояснительном письме говорилось, что в законе «исключается руководство со стороны лица или объединения, имеющего значительное влияние и находящегося в иностранном государстве, если это представляет угрозу безопасности, конституционному строю или общественному порядку эстонского государства».
Итоговое голосование по документу запланировано на апрель. «Мы надеемся, что весной Рийгикогу одобрит проект поправок к закону о церквах и приходах (KiKoS) и до лета он вступит в силу», – сказал советник по религиозным вопросам МВД Ринго Рингвеэ. Он добавил, что после вступления поправок в силу церковным общинам, которые должны привести свои уставы и принципы деятельности в соответствие с законом, будет предоставлен двухмесячный переходный период. Если требование закона не будет выполнено, министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс обратится в суд с просьбой о принудительной ликвидации организаций-нарушителей.
«Если говорить о Конституции, то в ней отмечается, что Эстония – это независимая, суверенная республика, и эту независимость необходимо защищать. Если мы говорим о безопасности и угрозах ей, то у правительства есть обязанность защищать государство. Речь идет исключительно о разрыве этих отношений и связей, а не о том, какую религию должны исповедовать люди в Эстонии», – пояснил перед началом обсуждения Ляэнеметс. При этом глава правовой комиссии Рийгикогу Андре Ханимяги заявил, что документ «направлен на конкретную персону – патриарха Кирилла, а не на всю православную церковь в целом».
Духовенство ЭПЦ МП уверено, что законопроект все же нарушает Конституцию страны. В начале февраля викарий Таллинской епархии епископ Даниил (Леписк) в интервью местным СМИ признался, что в религиозной организации не успеют выполнить требования в положенный двухмесячный срок. Он также заметил, что МВД Эстонии предложило им объединиться с Эстонской апостольской православной церковью (ЭАПЦ) Константинопольского патриархата.
«Мне предписывает государство, что я должен пойти на объединение с Апостольской церковью Константинопольского патриархата. Здесь присутствует свобода или нет? И у нас нет намерений делать что-то не так. Нас все равно подозревают, что мы что-то сделаем. Принудительный канонически незаконный разрыв связей со своим патриархатом и переход в другой патриархат является вмешательством во внутреннюю жизнь религиозных объединений», – считает епископ Леписк.
Стремление эстонских властей объединить ЭПЦ с ЭАПЦ поддержал Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей. На открытии зимней сессии ПАСЕ в Страсбурге в конце января, сравнивая прибалтийские страны с Украиной, он заявил: «Мы стали свидетелями той же страсти к жизни и свободе в Эстонии и Литве. И Вселенский патриархат остается преданным ответу на такие призывы к церковной целостности и суверенитету, уважая особые и недвусмысленные потребности каждой церкви и каждой общины».
ЭАПЦ была восстановлена в Эстонии в начале 1990-х годов и существует параллельно с ЭПЦ МП. При этом власти республики вплоть до 2002 года отказывали в официальной регистрации церкви Московского патриархата. Однако в октябре 2002-го тогдашний министр внутренних дел Айн Сеппик подписал с тогдашним митрополитом Таллинским Корнилием (Якобсом) меморандум о намерениях.
Противостояние ЭПЦ МП и эстонского государства длится уже год. В феврале 2024 года митрополиту Евгению (Решетникову) было отказано в продлении вида на жительство, он вынужденно покинул Таллин и с тех пор руководит церковью удаленно. В поправках к нынешнему законопроекту теперь четко прописано, кто может быть священнослужителем в Эстонии. В таком статусе не может быть человек, которому по каким-либо причинам не разрешено находиться в стране. Лаури Ляэнеметс выразил сожаление, что ЭПЦ МП не смогла найти нового руководителя церкви в течение года и что церковь продолжает управляться из Москвы.
Но в ЭПЦ МП выбирать нового главу митрополии не собираются. 10 января прошло очередное церковное собрание. «В ходе обсуждения на заседании Собора было предложено принять компромиссное решение: пойти навстречу пожеланиям регистрационного отдела Тартуского уездного суда, согласившись выбрать для церкви другое наименование и сделать небольшие уточнения в тексте устава», – говорится в документе. При этом в тексте подчеркивается: «Предстоятель церкви митрополит Евгений избран законным путем решением Собора церкви и зарегистрирован в государственном регистре недоходных объединений и целевых учреждений как член правления (Синода) церкви. Согласно закону о церквах и приходах, половина из членов правления религиозного объединения может не быть резидентами Эстонии (ч. 2 ст. 23 KiKoS). Поэтому вне зависимости от того, является ли правовой статус митрополита Евгения как священнослужителя спорным или нет, он имеет все законные права продолжать свою деятельность в качестве главы церкви и члена ее правления (Синода)».
Премьер-министр Эстонии Кристен Михал, выступая 23 января на заседании правительства, заявил, что «свобода вероисповедания», конечно, «должна быть гарантирована», но «близкие к президенту России лица не могут руководить церковью в Эстонии». А по мнению министра образования и науки Кристины Каллас, «свобода вероисповедания не может быть абсолютной».
Епископ Даниил рассказал местным журналистам, что ЭПЦ 16 января подала заявление на регистрацию нового названия – Эстонская христианская православная церковь. «Этот шаг еще больше подчеркивает местную идентичность церкви и показывает, что мы действуем в соответствии с законами Эстонской Республики, соблюдая при этом церковные каноны», – считает Леписк. Однако спустя две недели последовал отказ в регистрации такого наименования. «30 января мы получили постановление регистрационного отдела Тартуского уездного суда об отказе в регистрации запрашиваемого нами названия, – рассказал священнослужитель. – Там посчитали, что новое название церкви якобы «вводит в заблуждение» относительно цели и масштаба деятельности церкви, поскольку «создает ошибочное представление о том, что речь идет о церкви, объединяющей всех православных верующих Эстонии». «Мы решили оспорить это постановление в суде, так как для нас важно защищать свои права», – заключил епископ.
Это уже второй раз, когда ЭПЦ пытается сменить имя. 20 августа 2024 года в Таллине состоялась вторая сессия местного Собора, основной задачей которого, как пишет официальный церковный ресурс, было «утвердить пути достижения большей административной самостоятельности церкви с учетом достигнутых договоренностей в переговорах с государством». По итогам заседания решено отредактировать церковный устав, убрать из него упоминания Московского патриархата, а также закрепить «самостоятельность в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских». Помимо прочего принято решение изменить и само название на: «Эстонская православная церковь».
Однако в правительстве страны тогда заявили, что просто убрать «МП» из названия недостаточно. «У нас есть четкие ожидания, чтобы это были не косметические административные изменения, а серьезные шаги в сторону выхода из-под влияния Московского патриархата», – отметил Ляэнеметс. Он добавил, что «название религиозного объединения должно четко отличаться от названий других юридических лиц, внесенных в реестр, и не может вводить в заблуждение, и, к сожалению, новая форма названия этим требованиям не соответствует. Теоретически новая форма названия могла бы быть приемлемой, если бы она как организация объединила под собой все эстонские православные общины и православных верующих, но, по сути, она этого не делает». Министр имел в виду сходство с ЭАПЦ.
Тревогу бьют и в Пюхтицком Успенском ставропигиальном (то есть подчиняющемся непосредственно патриарху Московскому) женском монастыре. Его настоятельница игуменья Филарета (Калачева) направила в парламент открытое письмо. «Нам понятна цель законопроекта – заставить ЭПЦ МП сменить юрисдикцию и перейти под покровительство Константинополя. И наши неоднократные объяснения, что монастырь не может самочинно инициировать и отказаться от юрисдикции, остались неуслышанными», – утверждает Филарета. По мнению игуменьи, инициаторы законопроекта заставляют монастырь совершить каноническое преступление. «Без сомнений, вы прекрасно понимаете – утверждая поправки, вы ставите монастырь вне закона, давая на выбор только два варианта: либо смена юрисдикции, либо принудительная ликвидация. Вы прекрасно понимаете, что своими действиями вы фактически закрываете монастырь. Воистину вы хотите войти в историю как парламентарии, насильно прекратившие существование известного более сотни лет женского православного монастыря Эстонии?» – говорится в письме к депутатам. 17 февраля монахини Пюхтицкого монастыря во главе с Филаретой прибыли к зданию Рийгикогу с очередным прошением о сохранении текущего статуса обители. Однако спикер парламента Лаури Хуссар отказался встретиться с монахинями, поскольку «визит не был согласован заранее».
По словам главы отдела по делам религий и гражданского общества Министерства внутренних дел Мартина Тулита, «никто не планирует закрывать монастырь в связи с внесенными в законодательство поправками». Чиновник напомнил, что обитель и ранее меняла каноническую принадлежность, «делая это самостоятельно и по собственной инициативе». «Во времена независимости Эстонии монастырь принадлежал к Эстонской апостольской православной церкви... Все возможности для продолжения деятельности монастыря существуют и сейчас. Мы, конечно, понимаем опасения настоятельницы, что продолжение связей с московской церковью может привести к принудительной ликвидации монастыря как юридической организации, не соответствующей законам Эстонии. Однако это возможно только в том случае, если монастырь решит остаться в подчинении и на службе у Москвы», – заключил Тулит.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать