![]() |
Антоин Газда был конструктором вооружений. Фото 1935 года с сайта www.ucla.edu |
Это был выдающийся человек – австрийский граф, гонщик и гениальный конструктор. Газда был боевым летчиком-асом Первой мировой, воевавшим за штурвалом самолета австрийских Военно-воздушных сил. Гражданин Швейцарии, он основал оружейный завод в этой стране. До Второй мировой войны предприятие продавало немцам, японцам, итальянцам, англичанам и американцам разработанные и запущенные в серийное производство 22-мм зенитные пушки «Эрликон». Но с началом войны Антоин был исключительно на стороне антигитлеровской коалиции. Из Швейцарии он эмигрировал в США.
Он прибыл в Провиденс в 1940 году в сопровождении небольшой охраны и с опечатанным сургучом портфелем, где таились вожделенные гитлеровской разведкой чертежи нового вооружения и черновые наброски будущих вертолетов.
В 1946 году Газда участвовал в эвакуации русского православного епископа Серафима (Иванова) и четырнадцати монахов из Швейцарии в США. Для устройства в Северной Америке антисоветски настроенных епископа и монахов Антоин подключил Говарда Макграта, генерального прокурора США, с которым находился в приятельских отношениях.
Епископ Серафим и четырнадцать монахов бежали от Красной армии, приближающейся к Свято-Иововскому Почаевскому монастырю в Ладомирове (Словакия). Они прибыли 1 декабря 1946 года в Джорданвилл, штат Нью-Йорк, и вскоре влились в братию Свято-Троицкого монастыря Русской православной церкви заграницей. Вскоре Серафим стал настоятелем этой старейшей в США обители РПЦЗ, сменив архиепископа Виталия (Максименко), и был им до 1948 года.
И все это благодаря Антоину Газде. Но что связывало его с русским монастырем? Скорее всего дружба с Николасом Александером, деканом находившейся на территории обители в Джорданвилле Свято-Троицкой православной семинарии. Он был инженером и бывшим офицером Императорского Российского флота. Потом – эмиграция во Францию, затем в США. В Северной Америке Александер преподавал физику и авиационную технику в нескольких американских вузах, в том числе Массачусетском технологическом институте. В 1946 году он приехал в Свято-Троицкий монастырь, где занялся основанием духовной семинарии. Средства для постройки здания семинарии были пожертвованы супругами Александровыми из их личных сбережений.
Вероятно, общие интересы, связанные с авиационной техникой, сблизили Газду и Александера. Они оба загорелись идеей, о которой широкая публика долго не знала. Информация о ней появилась после рассекречивания документов из архива ЦРУ.
![]() |
В письме к генпрокурору США предположительно излагался проект переброски аэростатами духовной литературы в СССР. Документ с сайта www.cia.gov |
20 февраля 1951 года Газда опять обратился к генеральному прокурору США Говарду Макграту. В письме Газды речь шла о новом проекте:
«Когда пять лет назад я отправил д-ра Александера к Вам и к сенатору Грину с просьбой о помощи в доставке русского православного епископа Серафима и четырнадцати монахов (беженцев из Советской России) из Швейцарии в Америку, я был убежден, что эта группа будет иметь не только огромное значение для миллионов русских православных людей в Соединенных Штатах Америки, но и что они станут полезны в нашей борьбе с коммунизмом.
Благодаря моим постоянным контактам и посещая их монастырь в Джорданвилле, я мог видеть создание Русской православной церкви за «железным занавесом». Впечатленный их тяжелой образовательной и миссионерской работой, их фанатичной ненавистью к коммунистам, я считаю эту выдающуюся интеллигентную группу незаменимой для проекта, который я часто обсуждал с Вами, касательно уничтожения политического советского режима без военной силы.
Во время визита в монастырь в Джорданвилле в октябре прошлого года я конфиденциально обсудил с архиепископом Виталием (к тому времени он вернулся на настоятельство после двух лет возглавления обители епископом Серафимом. – «НГР») и деканом д-ром Александером подробный план проникновения через «железный занавес» с помощью «попутного ветра». Я рад, что нашел их восторженную поддержку и одобрение этой идеи, и с тех пор получаю их экспертные советы по подходу к русскому народу с такими идеями. Эта группа очень хочет сотрудничать и помогать своими советами в разработке подробных планов такого приближения к важной среде русской православной религии. Они видят в использовании «попутного ветра» наиболее многообещающий способ контакта с людьми за «железным занавесом». В дополнение к советам этой религиозной группы мы можем привлечь другие религиозные группы для осуществления этого плана, а также многих политических экспертов из нашего отдела национальностей с их ценными знаниями о различных национальностях и расах за «железным занавесом».
Мы подробно изучили метеорологию «попутного ветра», основываясь на научных наблюдениях, и мое изобретение «Наш единственный шанс» содержит в себе карту перемещения попутных ветров. Это также дает дополнительные подробности моих планов. Я оставляю этот конфиденциальный материал Вам в полной уверенности, что Вы доведете его до сведения компетентных органов для серьезного изучения».
Из этого письма поначалу непонятно, о чем идет речь. Вероятно, Газда сознательно не все расшифровывал по старой привычке изобретателя, работающего в сфере разработки и производства вооружений. Как вариант: документ рассекречен не полностью, возможно, к нему было приложение. Картина проясняется благодаря другому рассекреченному недавно письму. Генеральный прокурор США направил послание Газды в Белый дом, специальному консультанту президента по военным и иностранным делам, контр-адмиралу Сидни Соерсу, а тот переадресовал обращение конструктора к заместителю директора по планам и операциям Военно-воздушных сил США генералу Джозефу Смиту. На бланке Белого дома в этом письме (точнее, меморандуме) говорится:
«Сегодня утром генеральный прокурор Макграт вручил мне прилагаемое письмо от Антуана Газды вместе с отчетом под названием «Наш единственный шанс». Ему представляется, что русский епископ Серафим и несколько монахов, которые были доставлены сюда, могут представлять значительную ценность в содействии нашей стране в деле поддержания мира. Он также предположил, что Газда может оказать большую помощь в усилиях по «Воздушному шару».
Господин Макграт указал, что он отправил часть этой информации в секретариат Маршалла (речь идет о министре обороны США Джордже Маршалле. – «НГР»). Хотел бы предложить, чтобы после того, как эти данные будут рассмотрены, вы или кто-то в вашей организации связались бы с генералом Макгратом или предложили мне ответ, который я мог бы ему дать. Он заинтересован и, конечно, имеет право на любезный ответ».
В это время в США вовсю шла работа над новыми разведывательными инструментами – высотными аэростатами (то, что в своем письме Сидни Соерс назвал «Воздушными шарами»). Программ было несколько: «Могул», «Небесный крюк», «Моби Дик» и другие. На аэростатах устанавливались микрофоны для обнаружения на дальних дистанциях звуковых волн от проводимых Советским Союзом испытаний атомных бомб, видеокамеры для фиксации секретных объектов на территории СССР. Высотные аэростаты, выпущенные из Западной Европы, как выяснили метеорологи, обычно летят на восток, и это означает, что они должны пролететь над СССР, а затем достигнуть военных баз США в Японии, где можно собрать данные.
Скорее всего Газда предлагал участие монастыря в оснащении аэростатов религиозной литературой, которая сбрасывалась бы на территории СССР. Протодиакон Виктор Лохматов, преподаватель Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, вспоминал в одном из интервью, что в монастыре в 1940–1950-х годах были целые подвалы, полные книг, – служебники, Великий сборник, Закон Божий и многое другое. В монастыре старались передавать за «железный занавес» эти книги. Многие из них были подготовлены в монастырском издательстве и напечатаны в местной типографии.
В 1951 году работа над разработкой аэростатов-шпионов шла трудно и требовала больших средств. Чтобы они смогли собирать ценную информацию и при этом оставаться вне досягаемости советской противовоздушной обороны, они должны были летать на высоте 15 тыс. метров над уровнем моря. Это удорожало разработку и производство аэростатов. Лишь в 1956 году появились первые весомые плоды этой работы: американцы начали запускать шпионские аэростаты с территории Турции.
Предложение Антоина Газды скорее всего заслужило в этой ситуации лишь вежливую благодарность и не нашло практического применения. Никаких свидетельств и документов об участии джорданвилльского монастыря в деле переброски по воздуху в СССР религиозной литературы пока не обнаружено.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать