Посягательства на рождественскую символику вызвали массовые акции протеста сирийских христиан. Фото Reuters
Неформальный лидер новой Сирии Абу Мухаммед Аль-Джулани (Ахмед аш-Шараа) активно работает над тем, чтобы пришедший к власти режим приобрел респектабельный облик в глазах международной общественности. Он встречается с политиками из соседних государств, делает заявления о цивилизованном отношении к религиозным меньшинствам, на словах выступает против ущемления прав женщин. «Никто не имеет права ликвидировать другую религиозную группу», – говорил аль-Джулани в интервью американской телекомпании CNN.
Власти демонстративно разоружают как сторонников низверженного президента Башара Асада, так и боевиков исламистских группировок, которые сделали возможной смену власти в Арабской Республике. Продолжающиеся столкновения с курдами новое руководство Сирии объясняет стремлением сохранить территориальную и политическую целостность страны.
Однако в последние дни 2024 года и в первых числах января отмечены вспышки насилия, особенно в отношении конфессиональной группы алавитов, которая считалась опорой павшего клана Асадов. В меньшей степени пострадали христиане, в отношении которых аш-Шараа делает комплиментарные заявления, совпавшие с празднованием Рождества по григорианскому календарю. Однако в отдельных случаях и последователи Христа жаловались на некие эксцессы. Так, в городе Хама была сожжена рождественская ель, после чего прошли демонстрации в христианских районах Дамаска. В отношении же алавитов даже проводится силовая операция после того, как погибли 14 членов террористической суннитской группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ, запрещена в РФ), которая составляет костяк военной силы пришедшей к власти оппозиции.
Если пытаться предвидеть, как будет развиваться ситуация в стране, можно обратиться к опыту управления ХТШ провинцией Идлиб, еще когда большую часть территории государства контролировал режим Асада. Есть основания полагать, что новые власти распространят этот опыт на всю страну. В Идлибе ХТШ и ее союзники проявили себя как умеренная исламистская сила. Для системы управления в Идлибе были характерны сочетания гражданского и исламского права в разных сферах. Шариат действовал в основном при регулировании семейного права. Но и здесь не отмечается жесткий вариант, подобный, скажем, тому, что можно наблюдать в Афганистане. Яркий пример: в университете Идлиба доля студенток 60%, а студентов меньше – 40%.
Захватив всю страну, новые власти объявляли, что не будут принуждать женщин соблюдать хиджаб – исламское предписание покрывать волосы платком и т.п. Тем не менее востоковеды отмечают сообщения в соцсетях, что в некоторых районах Дамаска появилась исламская полиция нравов, которая рекомендует мусульманкам покрывать голову платком.
Подобные эксцессы в ХТШ объясняют тем, что еще не удалось полностью восстановить порядок, и кое-где неподконтрольные центральным властям мелкие группировки суннитских радикалов чинят произвол. Больше всего это касается насилия в отношении алавитов, хотя эксцессы с этой религиозной группой перерастают в открытые столкновения с силовиками ХТШ, что уже трудно списать на рудименты анархии. Ведь со времени захвата власти оппозицией в Сирии прошло больше месяца, и новые лидеры довольно успешно выстраивают систему управления, прежде всего в сфере безопасности.
25 декабря протесты вспыхнули в районах с преобладанием алавитского населения, включая города Латакию, Тартус, Джабле и Хомс.
Возмущение людей вызвало появление видеозаписей нападения на мавзолей богослова IX–X веков Абу-Абдаллы Аль-Хасиби в районе Мейсалун города Алеппо. Святыня была подожжена, и как минимум пятеро паломников убиты, утверждает катарский телеканал «Аль-Джазира». Аль-Хасиби был одним из основоположников религиозного течения алавитов. Демонстранты скандировали лозунги, такие как «Алавиты, сунниты, мы хотим мира!», подчеркивая растущую напряженность на религиозной почве.
Ситуация усугубляется тем, что, возможно, в алавитской среде действительно остались убежденные сторонники прежнего режима, а также те, кого новые власти считают виновными в преступлениях против граждан Сирии. В конце декабря в провинции Тартус, где компактно проживают последователи алавитского учения, были убиты 14 то ли полицейских, то ли боевиков ХТШ. Они попали в засаду сторонников Асада, говорят власти. Впрочем, может быть и так, что на вооруженных людей напали местные жители, которым не нравятся злоупотребления тех, кто заявляет о наказании для предполагаемых деятелей предыдущего режима. Чуть позже погибли еще шестеро боевиков ХТШ. Они пытались арестовать одного из бывших чиновников, обвиняемого в выдаче приказов о казнях, сообщило агентство Associated Press. Насилие продолжилось и в первой декаде января, утверждают западные СМИ.
Вероятно, подобные сообщения имеют под собой основания, потому что на проблему обратило внимание Управление ООН по правам человека. Официальный представитель международной организации Лиз Троссел прокомментировала видеозаписи, предположительно демонстрирующие убийства алавитов в Хомсе и других сирийских городах. «Мы осведомлены об этих сообщениях, и наши коллеги работают над тем, чтобы получить подтверждение. Мы знаем, что власти выступили с заявлением, призывающим всех избегать возмездия... Я думаю, действительно важно, чтобы все стороны соблюдали обязательства по международному гуманитарному праву и международному праву в области прав человека, это включает уважение и защиту меньшинств», – сказала Троссел. На брифинге в Женеве 7 января она заявила, что в Дамаск была направлена группа сотрудников Управления ООН по правам человека, которая установила «первые контакты с временными властями», включая Ахмеда аш-Шараа. Журналисты также попросили Троссел прокомментировать сообщения о нападениях на сирийских женщин, которые разговаривали или ходили по улице с мужчинами, не состоящими с ними в родстве. Представительница ООН заявила: «Важно, чтобы временные власти действовали в интересах обеспечения безопасности... чтобы обвиняемые в совершении преступлений были привлечены к ответственности, а женщины, дети и различные этнические и религиозные общины могли в полной мере осуществлять свои права», – говорится в публикации на сайте организации.
В то же время переходное сирийское правительство 11 января сообщило, что предотвращено нападение «Исламского государства» (террористическая организация, запрещена в РФ) на шиитский мавзолей Сайида Зейнаб в Дамаске. По преданию, там погребена внучка пророка Мухаммеда, дочь имама Али – праведного халифа, перипетии жизни которого и стали причиной возникновения шиитской доктрины. Религиозный комплекс построен в иранском стиле и с 1979 года финансировался Исламской Республикой.
Знаковой была встреча Ахмеда аш-Шараа с представителями христианских конфессий 31 декабря. Обсуждались положение христиан в будущей Сирии, роль представителей этой религии в устройстве государства и меры безопасности в изменившихся условиях. По следам этой встречи аш-Шараа сделал заявление: «Взаимосвязь между нашим народом и его различными компонентами отражает силу нашего единства и многообразия. Мы надеемся, что грядущий год принесет всем надежду и мир и что мы продолжим укреплять связи и любовь между нами. Поздравляю вас и желаю вам счастливых и благословенных времен».
Возникает вопрос: почему аш-Шараа не пригласил на встречу алавитов, друзов, шиитов? Шииты и алавиты на всем протяжении эры Асадов были главной опорой проиранского курса официального Дамаска. Новые сирийские власти продемонстрировали разворот на 180 градусов на иранском направлении. Закрыто посольство. Выведены вооруженные формирования КСИР. Новые правители Сирии заявили: «Иран должен выплатить 300 млрд долл. в качестве компенсации сирийскому народу и сирийскому государству за годы поддержки Асада и нанесенный в результате ущерб».
С друзами ситуация более запутанная. Не прошло и недели после свержения Асада, а для переходного правительства прозвучал тревожный звоночек от этой этноконфессиональной группы. Жители некоторых друзских деревень поставили вопрос о вхождении их населенных пунктов в состав Израиля. Ведь представители этого народа живут по обе стороны разделительной линии на Голанских высотах. К слову, аш-Шараа потому и взял прозвище аль-Джулани, что родился в той части Голан, которая сейчас находится под контролем Израиля.
18 декабря представители переходного правительства Сирии посетили административный центр провинции Сувейда на юге Сирии, недалеко от границы с Иорданией. Это единственная провинция с друзским большинством. Новые властители страны встречались с духовным лидером друзов шейхом Хикматом аль-Хиджри. Согласно изданию «Аль-Хадат», «обсуждалась необходимость продемонстрировать толерантность нового правительства к религиозным меньшинствам». «Но мы ждем достижений от нового правительства, а не просто позитивных слов», – в свою очередь, сказал шейх аль-Хиджри.