Встречу папы Франциска и митрополита Епифания ватиканские информационные ресурсы предпочли «не заметить». Фото со страницы Андрея Юраша в социальной сети Х
Посол Украины в Ватикане Андрей Юраш 13 декабря распространил информацию о том, что папа Римский Франциск принял главу Православной церкви Украины (ПЦУ) митрополита Епифания (Думенко). При этом, утверждал Юраш, понтифик встретил гостя как «главу церкви». Посол также сообщил, что руководитель ПЦУ, находясь несколько дней в Италии, возглавит молебен о мире за Украину в православном храме Сан-Теодоро и с разрешения понтифика совершит литургию в базилике Святого Николая в городе Бари, где покоятся мощи чудотворца из Мир Ликийских. Греческий сайт Orthodox Times написал, что «во время аудиенции митрополит Епифаний подчеркнул важность объединения усилий всех людей доброй воли для достижения справедливого мира для Украины и Европы».
Это была первая личная и вторая вообще встреча Думенко с главой Католической церкви. Впервые лидер киевских автокефалистов побывал в Ватикане в январе 2023 года, когда прибыл туда в составе делегации Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций. Правда, тогда папа Франциск постарался максимально дистанцироваться от Епифания, что не очень понравилось Киевскому митрополиту по версии ПЦУ. Для автокефалистов важно, чтобы вместе с поместными православными церквами легитимность их структуры подтвердил Святой престол. Однако в граде-государстве с самого начала заявили (и с тех пор пока официально не меняли мнения), что «Римско-католическая церковь не может признать ПЦУ до того, как это сделают все православные церкви». К сегодняшнему дню лишь четыре из пятнадцати поместных православных церквей считают каноничной альтернативную Киевскую митрополию, объявившую автокефалию.
Судя по разлетевшимся в интернете фотографиям, понтифик в этот раз не был холоден к Думенко. Однако на официальном сайте Святого престола нет упоминаний о том, что Франциск принял у себя главу ПЦУ. Некоторые эксперты все же высказывают предположение, что начиная с этой неофициальной встречи запущен процесс признания.
Кстати, 12 декабря папа Франциск направил послание апостольскому нунцию в России архиепископу Джованни д’Аниелло. В заключении письма с призывом к миру между Россией и Украиной понтифик приводит цитату православного святого Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». «Поэтому через тебя, дорогой брат, желал бы обратить братский призыв ко всем людям доброй воли соединиться в молитве к Богу, испрашивая дар мира, и в стремлении внести вклад в достижение этой благородной цели на благо всему человечеству», – цитирует текст послания агентство Vatican News.
Для чего Думенко прибыл в Ватикан, неизвестно. Однако 13 декабря патриарх Константинопольский (Вселенский) Варфоломей, по чьему указу была создана ПЦУ, выступая на конференции в Объединенных Арабских Эмиратах, призвал папу Франциска перейти на юлианский календарь, с тем чтобы одновременно с православным миром отмечать торжество Пасхи.
Предложение прозвучало не случайно. Во-первых, оно появилось в канун Рождества, которое большинство православных поместных церквей, в том числе и Вселенский патриархат, отмечают вместе с западными христианами 25 декабря. Григорианский календарь, по которому живет западный христианский мир, совпадает с новоюлианским календарем, по которому отмеряют время некоторые православные церкви в Европе. ПЦУ год назад присоединилась к празднованию Рождества в конце декабря, а не 7 января, как это делают, например, в Русской церкви. Решение о переходе было принято не только на заседании Синода ПЦУ, но и на политическом уровне. Президент Украины Владимир Зеленский убрал 7 января из перечня праздничных и нерабочих дней – и чтобы еще больше сблизиться с Западом, и чтобы дистанцироваться от России. При этом Украинская православная церковь, в пику которой была создана ПЦУ, продолжает отмечать торжество рождения Иисуса по юлианскому календарю, что приходится в соответствии с гражданским календарем на 7 января.
В 2025 году пройдут два важных для христианского мира события.
Во-первых, дата православной Пасхи, которая высчитывается по александрийской пасхалии (специальной системе расчета по юлианскому календарю, впервые предложенной около 277 года), совпадет с датой западной Пасхи, которая исчисляется по григорианской пасхалии, действующей с 1583 года.
Во-вторых, в следующем году будет отмечаться 1700-летие Первого Вселенского собора, который прошел в городе Никея (сейчас территория Турции) в 325 году. На этом Соборе как раз и был обозначен общий основной принцип расчета Пасхи. Он заключался в том, что торжество должно выпадать на первое воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием, но всегда после еврейской Пасхи. Тогда же датой весеннего равноденствия было определено 21 марта.
Однако в основе александрийской пасхалии лежит расписание новолуний и полнолуний, которое, в свою очередь, основано на 19-летнем метоновом цикле (промежуток времени в 6939 дней 14 часов 15 минут). А в григорианской пасхалии при примерно тех же исчислениях существует понятие как «солнечного», так и «лунного» уравнений. Из-за этой разницы даты Пасхи у православных христиан и католиков могут расходиться чуть ли не на полтора месяца.
Папа Франциск уже выразил готовность приехать в Турцию на празднование 1700-летия Никейского собора. Еще в 2015 году он заявлял, что Римско-католическая церковь может пересмотреть метод расчета даты празднования Пасхи, чтобы все христиане отмечали ее в один день. Видимо, это дало повод патриарху Варфоломею предложить лидеру католиков и в дальнейшем отмечать торжество сообща. «Когда православные, католические, англиканские и другие протестантские христианские общины будут праздновать Пасху в один и тот же день в 2025 году, мы увидим удивительное совпадение. Как мы неоднократно подчеркивали в последнее время, это совпадение не просто календарное совпадение, а прекрасная возможность для единения, особенно с учетом того, что способ празднования даты Пасхи был одним из вопросов, которые решил Никейский собор. Реальным шагом к исправлению старых конфликтов служит наш призыв к Римско-католической церкви и нашему старшему брату его святейшеству папе Римскому Франциску вернуться к юлианскому календарю для общего исчисления Пасхи. Основываясь на наших знаниях о церкви как теле Христовом, это реалистичное предложение представляет собой ясную дорогу к единству. Совместное празднование может способствовать лучшему взаимопониманию и более значимому диалогу между христианскими традициями. Это показывает, что в наших основных празднованиях мы сохраняем общую почву, несмотря на давние разногласия», – подчеркнул глава Константинопольского патриархата.
Предложение Варфоломея раскритиковали в РПЦ. «Календарная разница – одно из последнего, на что стоит обратить внимание в списке «давних разногласий». Разногласий между православной церковью Христовой и теми, кто от нее отпал. И если по отношению к вероучительным книгам Ветхого Завета можно вести определенного рода дискуссию, то по вопросам основы веры, которые в первую очередь выражены в виде догматов Церкви, дела обстоят совсем «не календарные». Догматы Церкви, принятые на вселенских Соборах, не подлежат пересмотру или изменению», – написал в своем Telegram-канале бывший глава Африканского экзархата, а ныне митрополит на покое Леонид (Горбачев).
О том, что РПЦ не собирается отмечать Рождество ни по григорианскому, ни по новоюлианскому стилю, в Московском патриархате заявляли еще десять лет назад. Однако говорилось, что «Русская православная церковь не придает календарной проблематике вероучительного значения, а вопрос даты празднования Рождества оставлен на усмотрение каждой поместной церкви». В отношении Пасхи представители Московского патриархата всегда были настроены принципиальнее. В 2021 году замуправделами Московского патриархата епископ Савва (Тутунов) отмечал, что «предложение празднования Пасхи в один и тот же день разными христианскими конфессиями дезинтегрирует православную среду и говорит о большей заинтересованности Константинопольского патриархата в единстве с католиками, чем с православными». А тогдашний председатель отдела Внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Иларион (Алфеев) подчеркивал, что в РПЦ не намерены отмечать праздник Воскресения Христова в одно время с католиками.
Случайно или нет, но накануне того, как Епифаний (Думенко) совершил литургию в Бари (16 декабря), где, как считается, покоятся мощи святого Николая Мирликийского, признаваемого как католиками, так и православными христианами, ученые из Турции заявили, что обнаружили настоящую могилу святого. Она якобы находится в турецком городе Демре, на месте которого в античности располагались Миры Ликийские. В Ватикане на эту новость не отреагировали и вряд ли вообще будут реагировать. Ведь с подобными заявлениями ученые из Турции выступают не в первый раз. Еще в 1989 году, когда только начались археологические работы в Демре, специалисты утверждали: есть большая вероятность, что в Италии хранятся не «те кости», но доказать этого пока так и не смогли.