0
769
Газета Печатная версия

03.12.2024 15:46:00

Христиане Ливана меж двух миров

Вместе с падением влияния некогда доминировавшей общины слабеет суверенитет Страны кедров

Михаил Стрелец

Об авторе: Михаил Васильевич Стрелец – доктор исторических наук, профессор.

Тэги: ближний восток, ливан, христианство, православие, католики, ислам, марониты, мусульмане, шииты, политика, армянская церковь, антиохийская церковь, святой престол, религии, конфликт


ближний восток, ливан, христианство, православие, католики, ислам, марониты, мусульмане, шииты, политика, армянская церковь, антиохийская церковь, святой престол, религии, конфликт Патриарх маронитов Ливана Бешар Бутрос аль-Раи выступает против войны, развязанной «Хезболлой». Фото Reuters

Четыре месяца внимание всего мира было приковано к противостоянию между Израилем и военизированной группировкой «Хезболла», которая представляет интересы мусульман-шиитов Ливана. Сейчас заключено перемирие, но оно висит на волоске. Между тем шииты – всего лишь одно из религиозных сообществ Страны кедров. Ими даже не исчерпывается мусульманское население Ливана, не говоря уже о многоцветной палитре христианских конфессий, которые исторически обитают в этом маленьком ближневосточном государстве.

В IV веке монах-аскет Марон положил начало церкви, которая стала именоваться в честь своего основателя. Марониты прожили сложную историю, по-разному взаимодействуя со всеми народами и династиями, которые в разные века правили Восточным Средиземноморьем. Особенность этой церкви в том, что она придерживается восточного обряда, но своим духовным центром имеет Рим. С этой особенностью связана непростая судьба Маронитской церкви, принадлежащей одновременно и Востоку, и Западу.

В XX веке на судьбу ливанских христиан повлияли две мировые войны. По итогам Первой мировой все колонии и полуколонии проигравших государств стали подмандатными территориями Британии и Франции. Османская империя лишилась Восточного Средиземноморья. Правящая французская администрация инициировала создание территории «Великий Ливан». Но границы того Ливана не совсем совпадали с рубежами нынешнего государства. На большей части подмандатной территории оказались маронитские районы, но были там и мусульманские поселения.

Уже во время Второй мировой войны, в 1943 году, Третья Французская республика, борющаяся с коллаборационистами Виши, дала независимость Ливану. На момент обретения суверенитета в стране можно было встретить представителей 18 общин. Как национальному правительству следовало управлять страной в таких условиях? В первую очередь надо было учитывать крупные религиозные общины – христиан и мусульман. Мусульманский массив был неоднородным. Здесь были представлены как сунниты, так и шииты. Христианских течений насчитывалось еще больше. Данные переписей 1913 и 1932 годов свидетельствуют о преобладании христианского населения. В 2013 году его доля была 79,5%, в 1932-м – 49,9%.

В этих условиях отцы-основатели государства решились на конфессиональное распределение власти. Это прописано в Национальном пакте. Марониты гарантированно имеют своего единоверца на президентском посту. За мусульманами-суннитами забронировано кресло премьер-министра. Пост председателя парламента занимает мусульманин-шиит. 50% членов правительства делегируют христиане и 50% – мусульмане. Точно такое же положение в Ассамблее представителей. Это высший орган законодательной власти Ливана. Всего насчитывается 128 парламентариев. 64 принадлежат мусульманской общине и 64 – христианской. Парламент избирается на четыре года. Голосование прямое. Президент избирается парламентом на шесть лет. Второй срок не положен. Ливан – парламентская республика. Поэтому парламент утверждает состав высшего органа исполнительной и распорядительной власти.

А что же представляют собой 64 христианина с депутатскими мандатами? Один человек попадает по усмотрению. Остальные 63 – по строгой квоте. Квотированы 32 маронита, 20 представителей Армянской апостольской церкви (ААЦ), 2 армяно-католика, 7 православных, один грекокатолик (мелькит), один протестант.

Конфессиональное деление чувствовалось при основании государства во всем. Отразилось это и в партийном ландшафте. Преобладали религиозно ангажированные партии. До начала 1970-х годов главное направление деятельности таких партий следует искать не в отношении к другим религиям. Не было ни одной конфессии, где бы не происходила внутренняя борьба за заполнение квот. Но уже в ходе гражданской войны 1975–1990 годов развернулась борьба между общинами за кардинальный пересмотр конфессионального распределения власти.

Марониты – несущая конструкция христианства в Ливане. Старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Андрей Журавлев пишет: «Историческое значение маронитской церкви для истории Ливана было огромно. Именно под влиянием этой многочисленной (по ливанским меркам) христианской общины Ливан стал сильно отличаться от других арабских стран уровнем вестернизации и появлением демократических тенденций еще во времена турецкого господства. Вся конфессиональная система управления, являющаяся уникальным феноменом для мировой политической истории, изначально сложилась в основном из сосуществования и противостояния маронитов и друзов, до XX века являвшихся самыми многочисленными и сильными общинами в Ливане». Марониты фактически управляли страной с 1943 по 1975 год.

Вторая по значимости ливанская община – Антиохийская православная церковь. Каждый десятый ливанец принадлежит к этой конфессии. Исследователи истории арабского светского национализма едины в том, что его концептуальные основы были впервые сформулированы православными интеллигентами Сирии и Ливана. Во время гражданской войны одна часть православной общины воевала в рядах мусульманской, вторая – христианской милиции. У православных политиков наблюдаются шараханья из одной крайности в другую относительно идеи объединения Сирии и Ливана. Дело до создания собственной милиции у православных так и не дошло.

Третья христианская конфессия представлена грекокатоликами. Оппоненты называют их мелькитами. Это связано с византийским происхождением церкви, мелькитский – значит «императорский». Однако в 1724 году эта община отделилась от Антиохийской церкви и заключила унию с Римом.

Конечно, занимая всего лишь третью строку в списке влияния христианских конфессий, мелькиты не имели намерений оказаться на политическом олимпе. Но зато их представительство во властных структурах второго и третьего эшелонов, в крупном бизнесе в разы превышало долю в населении. Сказывались и деловая хватка, и свободное владение двумя и более иностранными языками. У грекокатоликов есть патриарх Антиохии, Александрии, Иерусалима и всего Востока. Он использует резиденцию либо в египетской Александрии, либо в Дамаске.

Ливан делится на административно-территориальные единицы – мухафазы. Наибольшая концентрация грекокатоликов наблюдается в мухафазе Бекаа. Здесь сосредоточено 45% всей общины страны. А в городе Захли, что расположен в Бекаа, живет каждый четвертый ливанский грекокатолик.

Четвертая в списке христианских конфессий – Армянская апостольская церковь. 80% ливанских армян относятся к ААЦ. Две трети представителей этой конфессии составляют часть населения столицы Ливана, одна четверть – часть мухафазы Горный Ливан.

Пятая по количеству приверженцев христианская конфессия – сиро-яковиты. С жившего в VI веке сирийского епископа Якова Барадеуса (Барадея) началась история этой церкви умеренно-монофизитского толка. Сиро-яковиты исповедуют догмат о единой богочеловеческой природе Христа.

Шестая в списке – Сирийская католическая церковь. В отличие от сиро-яковитов, которые считают свою церковь автокефальной, у сиро-католиков есть уния с Римом. Она случилась во времена патриаршества Игнатия Андрея Ахиджяна в 1662–1677 годах. Тогда сиро-католики отделились от сиро-яковитов.

Католики восточных обрядов долгое время резко отрицательно воспринимались господствовавшими в Восточном Средиземноморье турками. С начала XVIII века отношения обострились настолько, что униаты оказались в подполье. Они стали выходить из такого состояния только в начале 1780-х годов. Султан официально признал Сиро-католическую церковь только в 1829 году.

Разумеется, непросто пришлось в это время и армяно-католикам. Их церковь существует уже 282 года. Через четыре года будет отмечаться столетие нахождения кафедры Армяно-католической церкви в столице Ливана.

Последняя в нашем обзоре община – несториане. Они называются по имени Константинопольского патриарха Нестория, который проповедовал свое учение в начале V века. В середине XVI века несториане разделились на две независимые церкви. Одна из них, имеющая приверженцев в Сирии, стала называться Халдейской и вступила в унию с Римом. Церковь Востока осталась автокефальной, ее представители есть в Ливане, но не играют там существенной политической роли, так как их всего несколько тысяч.

Тяжелейшим испытанием для ливанских христиан стала гражданская война 1975–1990 годов. Тогда коалиция мусульманских движений, Организации освобождения Палестины (ООП) и левых партий воевали против правого «Ливанского фронта», блока маронитских группировок. На ход войны кардинально повлияла сирийская оккупация Ливана. В 1990 году сирийская армия нанесла поражение правохристианским силам. С тех пор расклад сил в стране изменился. Христиане играют все менее значимую роль в политике страны.

7 октября 2023 года «Хезболла» напала на Израиль. Уже больше года продолжается война. В первых рядах противников этой войны – марониты. Патриарх маронитов Ливана Бешар Бутрос аль-Раи заявил: «В нашем обществе есть фракции, которые хотят, чтобы Ливан был пустой землей, где они могут реализовывать свои планы без вмешательства государства, законов или конституции. Они предпочитают, чтобы это была недвижимость, а не родина. Страна переживает самый опасный этап в своей истории. Мы должны помнить золотой век Ливана, когда власть находилась в руках маронитов».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


КПРФ получает ответ за "Ельцин-центр"

КПРФ получает ответ за "Ельцин-центр"

Дарья Гармоненко

Возвращение Ленина в город Ревду чиновники оценили в 150 миллионов рублей

0
788
Противники Асада пробудили курдский фронт

Противники Асада пробудили курдский фронт

Игорь Субботин

Сирийскую армию начали теснить с восточной стороны

0
1159
О "временных" уступках и окончании российско-украинского конфликта

О "временных" уступках и окончании российско-украинского конфликта

Москва может посчитать некоторые варианты мира уловкой Запада

0
1159
«Грузинская церковь очень заинтересована в духовном окормлении абхазского и осетинского народов»

«Грузинская церковь очень заинтересована в духовном окормлении абхазского и осетинского народов»

Анастасия Коскелло

Ректор Тбилисской духовной академии рассказал об отношениях с Московским патриархатом и национальными меньшинствами в стране

0
995

Другие новости