Преемником, а точнее, преемницей Джастина Уэлби может стать епископ Челмсфорда Гульнар Фрэнсис-Дехкани. Фото с сайта www.chelmsford.anglican.org
После того как архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби 12 ноября подал в отставку, англиканскому сообществу предстоит выбрать нового примаса церкви. Своей должности Уэлби лишился из-за скандала в связи с неподобающим поведением одного из прихожан. 253-страничный отчет о расследовании злоупотреблений Джона Смайта был опубликован в начале месяца. Смайт – королевский адвокат, на счету которого только с конца 1970-х по начало 1980-х годов числится как минимум 130 несовершеннолетних жертв сексуальных домогательств. Сам он скончался еще в 2018 году так и ненаказанным. Всего увольнение грозит как минимум 30 клирикам, которые или были замешаны в злодеяниях Смайта, или располагали сведениями о них.
Помимо имени примаса церкви в документе упоминалось еще несколько имен тех священнослужителей, каждый из которых мог бы стать следующим архиепископом Кентерберийским. Однако они скорее всего потеряли эту возможность. Среди них – епископы Мартин Сили, Стивен Конвей, а также Джо Бейли Уэллс, которая занимает должность заместителя генерального секретаря церкви и принадлежит к первому поколению женщин, рукоположенных в англиканские викарии.
Вообще в лонг-листе претендентов на сан 106-го архиепископа Кентерберийского почти половина женщин. Если будет отдано предпочтение одной из них, это станет беспрецедентным событием в мире «высоких», то есть сохраняющих традиционные иерархию и преемство, церквей.
Но выбирать духовного лидера Церкви Англии будут из «короткого списка» – из трех кандидатов. Одно из условий – ему (или ей) должно быть меньше 70 лет. В этом возрасте все архиепископы Кентерберийские, хотят они того или нет, уходят на пенсию. В редких случаях 70-летний примас может остаться служить еще на один год, но не больше. Поэтому чем моложе претендент, тем лучше.
Подбором епископов займется специальная комиссия, которая должна состоять из 17 человек с правом голоса и трех неголосующих участников. Орган будет сформирован в течение нескольких месяцев. Впрочем, трудности возникли уже на начальном этапе, поскольку в отчете о злоупотреблениях упоминаются имена нескольких вероятных членов комиссии.
После еще нескольких месяцев консультаций этот орган отберет трех наиболее достойных кандидатов, но из них имена только двоих будут названы премьер-министру страны. Глава правительства выберет из этих двоих одного и представит его кандидатуру королю Карлу III как главе Церкви Англии. Третий же ранее отмеченный комиссией номинант необходим в том случае, если премьер-министру не понравятся оба первоначально предложенных ему кандидата.
Сегодня в англиканском сообществе появляется все больше людей, которые считают, что пришло время женщине стать примасом Церкви Англии. Путь к этой цели открыл Джастин Уэлби, который еще при своем вступлении в главенствующую должность настоял на рукоположении женщин в сан епископов. С тех пор было назначено более двух десятков «епископесс», и некоторые из них вполне могут оказаться его преемницами.
Одной из самых вероятных кандидатур называют епископа Челмсфорда Гульнар (Гули) Фрэнсис-Дехкани. Она родилась в Иране, однако ее семья покинула страну после Исламской революции, когда девочке было 14 лет. Епископский сан Фрэнсис-Дехкани получила в 2021 году и заняла место в Палате лордов.
Она придерживается весьма прогрессистских убеждений. В 2023 году была одним из 44 епископов Церкви Англии, подписавших открытое письмо в поддержку использования «молитв любви и веры» (то есть благословений для нетрадиционных пар). Гули Фрэнсис-Дехкани 58 лет, и она вполне бы могла стать у кормила церкви на ближайшее десятилетие.
Еще среди претенденток называют епископа Глостера Рейчел Тревик. Она была не только первой женщиной, назначенной епархиальным (то есть старшим) епископом в 2015 году, но и первой женщиной-епископом, заседавшей в Палате лордов. Именно Тревик заявила, что Бог не является ни мужчиной, ни женщиной, критиковала «отсутствие разнообразия» в Англиканской церкви и проводила кампанию «против негативного образа тела» среди девушек и молодых женщин. В январе 2023 года она сообщила, что хоть и не против использования «молитв любви и веры», но все-таки не поддерживает изменение доктрины Церкви Англии о браке. Тревик 61 год, а это значит, что быть примасом церкви она сможет 9 лет.
Есть шансы на архиепископство и у Роуз Хадсон-Уилкин. Родившаяся на Ямайке, в 2019 году Хадсон-Уилкин стала первой чернокожей женщиной, назначенной англиканским епископом. Сейчас она возглавляет Дуврский округ. Скорее всего за нее будут выступать прогрессисты, которые видят в ее епископстве мощный символ перемен. Однако есть и факторы против ее выдвижения. Прежде всего возраст: Роуз в январе 2025 будет 64 года. Кроме того, Хадсон-Уилкин занимает пост младшего (викарного) епископа. Многих раздражает еще, что эта женщина часто критикует Церковь Англии за «институциональный расизм», а также не единожды попадала в различные скандалы из-за того, что склонна настойчиво высказывать мнение по большинству вопросов.
Среди мужчин – кандидатов на пост архиепископа Кентерберийского называют прежде всего архиепископа Йоркского Стивена Коттрелла. Он – второе лицо в церкви после примаса. Именно на него ляжет ответственность за проведение выборной кампании. Архиепископом Йорка Коттрелл стал лишь в 2020 году, но успел снискать уважение за дипломатические таланты и умение ориентироваться в сложных вопросах, разделяющих англиканское сообщество. Единственным минусом для него может стать возраст – ему 66 лет.
В качестве другого вероятного претендента наблюдатели видят 56-летнего епископа Лестера Мартина Сноу. Архиерейский сан Сноу получил в 2016 году, а место в Палате лордов занял в 2022 году. Сейчас Сноу является ведущим епископом по «вопросам сексуальности». При этом он воздержался во время голосования на Генеральном синоде в прошлом году по вопросу введения специальных служб для благословения однополых пар. Он также часто высказывался по вопросам расовой справедливости, а в 2020 году во время мессы преклонил колено во время акции радикального движения Black Lives Matter, выступающего за права чернокожих.
Не исключают и номинации в примасы епископа Нориджского Грэма Ашера. 54-летний архиерей имеет репутацию последовательного защитника окружающей среды. На Генеральном синоде 2023 года он голосовал за совершение благословений нетрадиционных браков. Ашер вырос в Гане, стал епископом в 2017 году и занял место в Палате лордов в 2023 году.
Пристальное внимание сейчас приковано к 56-летнему епископу Саутвеллскому и Ноттингемскому Полу Уильямсу. В отличие от всех перечисленных он – консервативный евангелик. Епископский сан получил в 2015 году, в Палату лордов вошел в 2022 году. Уильямс известен тем, что активно сопротивляется радикальным переменам в англиканском сообществе и настаивает, чтобы Церковь Англии утвердила «ортодоксальное» учение по таким вопросам, как сексуальность. Во время заседания Генерального синода Церкви Англии в 2023 года Уильямс был одним из четырех епископов, которые проголосовали против предложения о введении «молитв любви и веры». Он также был против введения «отдельных служб для однополых пар» на экспериментальной основе. Именно в Уильямсе некоторые видят ту фигуру, которая способна изменить к лучшему приходящую в упадок Церковь Англии. Ведь за время управления Уэлби в сообществе не только произошел сильнейший раскол, но сам религиозный институт стал играть все менее значимую роль в жизни большинства граждан Великобритании. Согласно официальной статистике, в 2012 году, как раз перед назначением Уэлби, средняя еженедельная посещаемость церквей составляла более миллиона человек. К 2023 году эта цифра упала до 685 тыс. А перепись 2021 года показала, что менее половины населения Англии и Уэльса называют себя христианами.