Многие ошибочно полагают, что скульптурная композиция Бернини включает в себя тот самый Святой престол. Фото Лоренса Лью |
Сам монумент уникален и считается лучшим творением автора: сияющее витражное окно с изображением Святого Духа в окружении ангелов и серафимов, от которого исходят облачные клубы и под которым стоят шестиметровые изваяния четырех святых – Амвросий Медиоланский и Аврелий Августин представляют западную церковь, а Афанасий Великий и Иоанн Златоуст – восточную. Они за нити-петли словно поднимают массивное позолоченное кресло с высокой спинкой. Этот бронзовый стул окружен двумя ангелами и увенчан папскими регалиями ключей и тиары, достигающими высоты 14,74 м. Он также украшен рельефами на сюжеты трех евангелических отрывков, которые иллюстрируют характер служения папы Римского как представителя Христа на земле: «Паси овец моих» (Евангелие от Иоанна 21:17), «Омывать стопы» (Евангелие от Иоанна 13:1–17) и дарование ключей Царства Небесного (Евангелие от Матфея 16:19). На черном аквитанском мраморном основании изображены гербы папы Александра VII (1655–1667), заказавшего эту работу Бернини.
Настоящий же престол апостола Петра выглядит гораздо скромнее. Это широкий деревянный стул без подлокотников, украшенный пластинами слоновой кости. Сейчас на нем отсутствует сидение – вместо него лишь переплетенные полоски ткани, на которые при необходимости можно возложить подушку. Спинка изделия увенчана тимпаном (архитектурный элемент треугольной формы, названный по аналогии с одноименным музыкальным инструментом), внутри которого можно увидеть три овальных отверстия для вставки ныне утраченного украшения. Около каждой из ножек видны массивные железные кольца. История обретения реликвии полна мифов и вызывает множество вопросов.
Как утверждают в церкви, кафедра была преподнесена властителем Священной Римской империи Карлом II Лысым папе Иоанну VIII в 875 году. При этом якобы заявлялось, что сам трон относится к временам правления императора Нерона, по указу которого и был распят апостол Петр. Причем когда Нерон подписывал указ, он полагал, что Петр будет распят точно так же, как Иисус. Однако святой посчитал себя недостойным, чтобы повторять распятие своего учителя, и попросил перевернуть крест так, чтобы он оказался прибитым на нем вниз головой. На месте его мученической смерти в Риме построили сначала небольшую базилику, а потом уже грандиозный собор, известный сегодня всему миру.
Христианский артефакт, который называют Cathedra Petri, представлен на всеобщее обозрение впервые за последние 150 лет. Фото Reuters |
То, что Cathedra Petri оказалась выставленной для публичного обозрения и поклонения именно сейчас, не случайность. В 2025 году Святой престол будет отмечать юбилейный, или Святой, год. Первый юбилей был объявлен в 1300 году папой Бонифацием VIII. Юбилеи планировалось отмечать каждые 100 лет, но в 1350 году папа Климент VI решил проводить их каждые полвека. И уже Павел II в специальной булле 1470 года постановил, что юбилеи будут провозглашаться раз в 25 лет.
К нынешнему Святому году, помимо прочего, в соборе Святого Петра был отреставрирован уникальный 29-метровый бронзовый киворий – балдахин, который покоится на четырех витых колоннах над папским алтарем и предполагаемой гробницей апостола Петра. Уникальный памятник монументального искусства был спроектирован Бернини в 1624 году в качестве его первого архитектурного заказа и завершен – по-видимому, с участием инженерного опыта его будущего соперника, гениального архитектора Франческо Борромини – в 1633 году. Бронзу на балдахин собирали со всего Рима. Тогдашний понтифик Урбан VIII по такому случаю даже позволил разобрать бронзовые конструкции крыши портика античного Пантеона. Поскольку монумент не реставрировали с середины XVIII века, его нынешнее преображение заняло почти девять месяцев. Еще до начала реставрационных работ специалисты ожидали каких-либо открытий. Но сенсаций не случилось: реставраторы обнаружили лишь несколько надписей, сделанных на бронзе рабочими в XVIII веке, да подошву от детской обуви.
Вслед за бронзовым балдахином реставрации подвергнется и композиция «Кафедра святого Петра». Именно поэтому ее реликварий освободили. Правда, восстановительные работы в этот раз пройдут гораздо быстрее. И потому что в апсиде гораздо проще установить строительные леса, чем в центре базилики, под которым располагаются «ватиканские гроты» и древний некрополь, и потому что каждый год 22 февраля католики отмечают торжество «Кафедры святого Петра».
Этот праздник был установлен в IV веке. Причины его появления подробно описаны в книге «Золотая легенда» монаха-доминиканца Иакова Ворагинского, датированной 1298 годом. По мнению автора, кафедра может быть царской (Давид, восседающий на престоле), священнической («Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень», 1 Цар 1,9) или учительской («На Моисеевом седалище…», Мф 23,2). Апостол Петр «восседает на царском престоле как первый среди царей, на престоле священническом – как пастырь всех клириков, и на престоле учительском – как наставник всех христиан», – уверял средневековый писатель.
Было бы странно, если бы в этот день, да еще и в юбилейный год, великое творение Бернини осталось бы скрытым от глаз верующих.