0
10220
Газета Печатная версия

20.08.2024 16:07:00

Епископы в осаде

Одним из побочных эффектов реформ патриарха Кирилла оказались бунты православных активистов против архиереев

Анастасия Коскелло

Об авторе: Анастасия Сергеевна Коскелло – журналист.

Тэги: рпц, церковь, вера, православие, россия, соловки, суздаль, митрополия, митрополит, активисты, общество, скандалы, суд, консерватизм, традиционализм, ценности, государство


рпц, церковь, вера, православие, россия, соловки, суздаль, митрополия, митрополит, активисты, общество, скандалы, суд, консерватизм, традиционализм, ценности, государство Председатель Синодального миссионерского отдела епископ Евфимий (Моисеев) почувствовал на себе всю силу недовольства «сысоевцев». Фото РИА Новости

Административная реформа патриарха Кирилла, при всей ее мягкости и «подспудности», радикально изменила внутреннюю жизнь в РПЦ. Что характерно, о реформе как таковой фактически не объявлялось. Процесс дробления епархий и увеличения количества архиереев происходил постепенно, начиная с 2011 года. За 15 лет патриарху удалось увеличить число епископов более чем вдвое: от 200 в 2009 году до 402 на январь 2024 года, и процесс назначения новых – продолжается.

Впервые факт проведения реформы был публично признан патриархом только в декабре 2021 года, на собрании Московской городской епархии, при объявлении о дроблении одной из крупнейших епархий – Крутицкой и Коломенской (границы которой совпадали с границами Московской области). Мотив патриарха, насколько можно судить по его публичным выступлениям, был в каком-то смысле романтическим и тесно связан с памятью о его учителе, митрополите Ленинградском и Новгородском Никодиме (Ротове). Увеличивая число архиереев, патриарх как будто стремился сделать их ближе к людям, сократить дистанцию между епископом и верующими.

Для Кирилла, выросшего в церковной среде и отчасти заставшего носителей дореволюционной церковной традиции, демократизм и доступность митрополита Никодима были поистине революционным явлением, одним из главных впечатлений его молодости. В 2019 году на вечере памяти Ротова патриарх рассказывал о том новом образе архиерея, который продемонстрировал ему его учитель: «Встретившись с владыкой, я был поражен его простотой. Я волновался, не понимал, как буду разговаривать с митрополитом: привык на колени вставать перед владыками, а тут – беседа… но с первых же фраз понял, что разговаривать с ним просто. Он как-то умел «отодвинуть» свою должность, свое высокое положение в разговорах с людьми, которые находились на другой ступени. Со мной, молодым человеком, только вступающим в самостоятельную жизнь, он разговаривал на равных. В нем не было панибратства, но интонации были такие, что просто вводили в откровенный, сердечный, спокойный человеческий разговор».

Однако реальность, которая возникла в результате архиерейской реформы патриарха Кирилла, оказалась несколько иной. Авторитет иерархии в современном обществе, по-видимому, находится на самом низком уровне за всю историю страны. Поэтому в современной РПЦ сокращение дистанции между архиереем и паствой чаще приводит к конфликтам, нежели к «спокойному человеческому разговору».

2024 год еще не закончен, но для РПЦ он уже отмечен как минимум четырьмя эпизодами публичных выступлений мирян и рядового духовенства против епископов. В каждом случае в конфликте присутствует финансовая составляющая: протестующие возмущены, что у них «отнимают» здания и финансирование. Впрочем, ясно, что не это главное. И каждый конфликт – не столько за финансы и имущество, сколько за власть в церкви.

География протестов против архиереев обширна. Еще в конце 2023 года взбунтовался Суздаль: руководство местной православной гимназии подало в суд на митрополита Владимирского и Суздальского Тихона (Емельянова). Конфликт возник в связи с вопросом финансирования учебного заведения (подробнее в «НГР» от 07.08.24). Разбирательство продолжается до сих пор.

5 июня с.г. случился второй эпизод, на этот раз в Казанской епархии. Во время научно-богословской конференции «Духовничество и псевдостарчество» московский «сектовед» Александр Дворкин обвинил ряд архиереев РПЦ в том, что они «закрывают глаза» на деятельность «псевдостарцев» в обмен на денежные подношения. 

Было выдвинуто обвинение в адрес на момент доклада отсутствующего митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла (Наконечного), который якобы попустительствует деятельности «коммерческой секты» запрещенного священника Владимира Головина из города Болгара. В реальности Головин был лишен сана еще до назначения Кирилла на Казанскую кафедру (2020) на основании решения церковного суда Чистопольской епархии от 14 февраля 2019 года, и никаких рычагов воздействия на него митрополит Казанский не имеет. Также были высказаны предположения о подобной ситуации в отношении бывшего схиигумена Сергия (Романова), апогей деятельности которого пришелся на архиерейство Наконечного в Екатеринбурге. Помимо этого, Дворкин потребовал от священноначалия вынести оценку деятельности протоиерея Андрея Ткачева, в которой он также усмотрел признаки «псевдостарчества» (подробнее в «НГР» от 21.06.24). На выпады в отношении Ткачева публично ответили заместитель управделами Московской патриархии архиепископ Савва (Тутунов) и председатель Синодального миссионерского отдела (СМО) епископ Евфимий (Моисеев). В ответ сторонники Дворкина из Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) начали публичные дебаты со священноначалием. Конфликт удалось нейтрализовать, формально Дворкин отделался обвинениями в некомпетентности, однако туры «сектоведа» по епархиям, видимо, будут теперь сокращены или прекращены. А «благонадежность» РАЦИРС как экспертного сообщества в глазах церковного руководства теперь под еще большим вопросом, чем ранее. В данном случае руководство РПЦ продемонстрировало, что предпочитает самостоятельно решать, кого осудить, кого помиловать, и для составления «проскрипционных списков» помощники в лице «сектоведов» ему не нужны.

Третий эпизод случился на рубеже июля-августа и был связан с конфликтом московской «Школы православного миссионера» (ШПМ) с упомянутым выше епископом Евфимием (Моисеевым). Этот конфликт – самый тяжелый из всех ввиду его идейной нагруженности. ШПМ, возглавляемая протоиереем Игорем Фоминым, существует с 2009 года и долгие годы функционировала на базе храма Святого великомученика Никиты на Старой Басманной, но в последние два года, по приглашению епископа Евфимия, проводила занятия в здании СМО на Долгоруковской. Фактически ШПМ – это идейный центр движения последователей священника Даниила Сысоева (погибшего от руки террориста в 2009 году). Отторжение священноначалия от «сысоевщины» наметилось еще до СВО в Украине. Официального определения о «сысоевцах» как о «сектантском» движении никогда не делалось, однако отдельные радикальные идеи и ранее вызывали недоумение у епископата. «Уранополитизм» (учение о том, что все христиане – это «уранополиты», то есть «граждане неба», что трактуется как противоположная патриотизму мировоззренческая установка) уже давно не вписывался в логику мировой политической ситуации, а радикальный антиисламизм и методы миссионерской работы, заимствованные у американских евангеликов, грозят сегодня представителям церкви, задействованным в «сысоевском» движении, уже судебными исками на территории РФ. «Карму» движению также явно подпортил самый известный последователь Сысоева акционист Дмитрий Цорионов (он же Энтео), совершивший цирковой скачок из праворадикального в ультралиберальный лагерь. Помимо этого ШПМ стала претендовать на определенную – пусть и неформальную, но заметную – власть в церковной структуре. Руководство школы в еще большей степени, чем РАЦИРС, мыслило себя своеобразной «полицией нравов» в РПЦ и занималось поиском и разгромом «внутреннего врага» и «изобличением» новых «ересей». В соцсетях «сысоевцы» регулярно громили «ересь эволюционизма», «ересь осиповщины» (по имени одного из старейших профессоров Московской духовной академии Алексея Осипова), «ересь дугинизма» (по имени Александра Дугина). В СМО, в свою очередь, признали наличие признаков «ультраортодоксального сектанства» уже у самих «сысоевцев».

Первые признаки конфликта «сысоевцев» со священноначалием проявились еще в 2013–2014 годах, когда группа преподавателей и учеников ШПМ инициировала рассмотрение на заседаниях Синодальной библейско-богословской комиссии (СББК) «богословских заблуждений» Осипова, учителя многих ныне действующих священнослужителей РПЦ и «старшего товарища» патриарха Кирилла по экуменическому движению. Уступив под напором «сысоевцев», в 2015 году СББК приняла резолюцию, согласно которой высказывания профессора Осипова по пяти пунктам (о вечности геенских мук, о восприятии Христом первородного греха, об искуплении, о евхаристии, о крещении младенцев) спорны с точки зрения учения церкви. В дальнейшем группа преподавателей ШПМ пыталась инициировать аналогичное осуждение в отношении известного московского священника Георгия Кочеткова и добивалась лишения его сана – впрочем, безуспешно.

В том же 2015 году самый заметный преподаватель ШПМ, популярный миссионер священник Георгий Максимов включился в конфликт в Валуйской епархии и поддержал местного протоиерея Игоря Рыбалкина в тяжбе с епископом Саввой (Никифоровым) по поводу епархиальных взносов. Благодаря публикациям Максимова тема «мздоимства» в РПЦ и «конвертов для архиереев» стала предметом публичного обсуждения. Бескомпромиссный стиль Максимова проявился и в обсуждении увольнения митрополита Леонида (Горбачева) с поста главы Африканского экзархата РПЦ в сентябре 2023 года. В своем Telegram-канале Максимов осудил это решение патриарха и заявил, что оно «идет во вред делу Божьему, осуществляемому в Африке». Предположительно священноначалие до сих пор закрывало глаза на заявления Максимова, признавая его незаменимость в деле африканской миссии, ведь он один из активных служителей Африканского экзархата и в настоящее время находится в командировке в Кении.

Однако 30 июля Коллегия Синодального миссионерского отдела приняла решение о преобразовании образовательного проекта «Школа православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе» в образовательный проект «Ортодоксия», реализуемый совместно с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом. Руководителем нового проекта был назначен протоиерей Александр Тимофеев, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, активно участвующий в церковном служении в зоне СВО. Формально основания для расставания с «сысоевцами» – чисто административные. Сотрудники ШПМ не работали в отделе официально и не имели богословского образования. Никакая «Школа» вообще не числилась в уставе отдела. При этом преподавателям ШПМ было обещано, что они в приоритетном порядке смогут участвовать в конкурсе на замещение преподавательских мест в новом проекте, а учащимся «Школы» предложено перейти на обучение в «Ортодоксию».

Руководство ШПМ не смирилось с решением епископа и начало активную кампанию против него в сети. В ролике под названием «Кто, как и зачем убивает ШПМ» Максимов заявил о своем «категорическом неприятии действий епископа Луховицкого Евфимия» как «глубоко безнравственных и наносящих ущерб миссионерскому делу». Максимов также настаивает, что Тимофеев, которого Евфимий назначил руководить проектом «Ортодоксия», «не имеет профильного миссионерского образования», «никогда до этого не занимался подготовкой миссионеров» и «совершенно не компетентен в сфере православной миссии», и это назначение, по мнению Максимова, – просто «кумовство» и «непотизм» со стороны архиерея (Моисеев и Тимофеев в свое время вместе учились и работали в Московской духовной академии). Последователи Максимова распространяют воззвание к патриарху Кириллу с призывом восстановить ШПМ в ее правах, обвиняют Моисеева и Тимофеева в «ереси эволюционизма».

Наконец, в начале августа вышел на поверхность четвертый громкий конфликт – руководства проекта «12 храмов» с викарием патриарха, наместником Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря, директором Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника епископом Порфирием (Шутовым).

«12 храмов», как сообщается на сайте движения, – это «авторский проект, направленный на укрепление нравственных ценностей и повышение интереса к теме духовного развития». Среди публично заявленных целей и задач – «мягко трансформировать отторжение поколения миллениалов (18–35 лет) к Русской церкви»; «привлечь внимание к постепенной утрате фундаментальных ценностей и морали»; «поднять духовный уровень населения и интерес к православной вере»; «повысить уровень внутреннего туризма за счет посещения монастырей». На сайте проекта в разделе «Нас поддерживают» – имена и фото восьми священнослужителей РПЦ, среди которых три архиерея: митрополит Тверской и Кашинский Амвросий (Ермаков), епископ Троицкий Панкратий (Жердев), епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав (Дячина).

7 августа в Telegram-канале Соловецкого монастыря был опубликован официальный комментарий наместника и братии о разрыве отношений с проектом. Из комментария стало известно, что «с декабря 2023 года по май 2024 года представители братии по благословению наместника обители имели общение с руководством проекта «12 храмов» Артемием Рублевым (Сергеевым) и Константином Добролюбовым». В результате монастырь и Рублев с Добролюбовым подписали соглашение о взаимодействии, однако в дальнейшем выяснилось, что проект «12 храмов» аффилирован с сообществом «Inside 1000», которое, по словам наместника, «имеет признаки оккультно-эзотерической бизнес-секты». В справке о проекте «12 храмов», составленной в монастыре, сообщается о «стремлении А. Рублева в рамках проекта «12 храмов» создать внутри Русской церкви свое закрытое сообщество». По словам авторов справки, у проекта «нет ни духовника, ни куратора от православной церкви», а сам проект «имеет ярко выраженную коммерческую составляющую: организация дорогостоящих поездок – «православных ретритов», продажа своей продукции и благотворительность, по которой невозможно проследить отчетность». Главное же, по мнению монахов, – это то, что «через проект «12 храмов» происходит привлечение людей в сообщество «Inside». Реакция последователей движения на осуждение со стороны епископа и соловецких монахов – бурная: сотни комментариев в духе «монахи ответят за клевету» и «в РПЦ ничего не делается для молодежи». Руководитель проекта Артем Рублев в Telegram-канале заявляет о своей невиновности и о том, что «не все пока понимают истинную суть» его детища.

Общее во всех описанных ситуациях – конфликт интересов между частным «просветительским» проектом, пожелавшим использовать бренд РПЦ, и собственно церковной структурой в лице епископа. Фактически мы наблюдаем, как полуфеодальный уклад жизни внутри РПЦ, с одной стороны, и рыночная ситуация снаружи – с другой, приводят к тому, что собственно церковные просветительские и миссионерские проекты, за редкими исключениями, в церкви сейчас слабы – зато процветают «личные бренды». Можно назвать это кризисом институциональной религиозности в современном российском контексте. 




Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Поможет ли диаспора правящей партии Молдавии

Поможет ли диаспора правящей партии Молдавии

Светлана Гамова

Выборы в парламент способны изменить положение президента Майи Санду

0
471
Семь грехов папы Франциска

Семь грехов папы Франциска

Милена Фаустова

К чему приведут нововведения в католической морали

0
511
Последний путь: туда и обратно

Последний путь: туда и обратно

Милена Фаустова

Россияне все чаще обращаются к гроботерапевтам

0
825
Лесков и очарованный евангелизмом странник

Лесков и очарованный евангелизмом странник

Владимир Попов

Портрет лорда Редстока под пером русского писателя

0
249

Другие новости