0
6351
Газета Печатная версия

06.08.2024 16:48:00

Буддисты переходят под духовное управление Москвы

Процесс централизации и систематизации общин набирает обороты

Тэги: буддизм, калмыкия, бурятия, тыва, алтай, россия, буддийская традиционная сангха, сергей киришов, центральное духовное управление буддистов, дамба аюшеев


буддизм, калмыкия, бурятия, тыва, алтай, россия, буддийская традиционная сангха, сергей киришов, центральное духовное управление буддистов, дамба аюшеев Геше Йонтен представлял отечественный буддизм на международной выставке-форуме «Россия» в Москве. Фото РИА Новости

Буддийская сангха (сообщество) России, похоже, от состояния раздробленности переходит к более-менее четко выстроенной двуполярности. В последнее время явно формируется новое административное средоточие общин – Центральное духовное управление буддистов (ЦДУБ). После многих лет стараний превратить Буддийскую традиционную сангху России (БТСР) в главную буддийскую организацию страны, определяющую жизнь последователей дхармы в нескольких регионах, кажется, ставка теперь делается на ЦДУБ, преимущество которого заключается в том, что штаб-квартира этой централизованной организации находится в Москве, а не в далеком Улан-Удэ, как у БТСР.

Новому центру силы отдается приоритет еще и потому, что там сразу взяли курс на объединение общин самых разных направлений и школ, а не только тибетского буддизма Махаяны, и даже еще конкретнее – школы Гелуг, которая преобладает в Бурятии. ЦДУБ также ориентировано на приобщение к единой иерархии представителей разных народов, традиционно исповедующих буддизм. Но что интересно, эту централизованную организацию в начале 2024 года возглавил выходец из Калмыкии геше Йонтен (Сергей Киришов).

Долгое время несколько регионов (Бурятия, Тыва, Калмыкия, отчасти Алтай) спорили о статусе «главной» буддийской терроритории России. Ламы Калмыкии были не очень довольны, что не они, а бурятские духовные лидеры представляют эту традиционную религию на общероссийском уровне, в том числе перед властями страны. Однако и сказать, что ЦДУБ – калмыцкая организация, тоже нельзя. Она включает в себя много московских, петербургских и прочих региональных организаций и даже общины в Бурятии. При этом Объединение буддистов Калмыкии во главе с шаджин-ламой Тендзин Чойдаком (Мутулом Овьяновым) как было автономным, таковым и продолжает пребывать, включая в свой состав 17 юридических лиц в республике. Овьянов остается еще и настоятелем главного хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни», а Киришов был администратором в том же святилище до того, как возглавил ЦДУБ и переехал в Москву, чтобы служить в буддийском храме в московском районе Отрадное.

Административный вес Киришова пока кажется не таким солидным, как у руководителя БТСР хамбо-ламы Дамбы Аюшева, который состоит в Совете при президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями. Киришов же представляет буддистов в Общественной палате РФ. Зато ЦДУБ демонстрирует динамику роста.

В июле геше Йонтен сообщил, что в объединение вступили очередные семь организаций из разных регионов. Среди этих общин есть представители школ Гелуг, Нингма и Кагью, а также две организации последователей традиции дзен. «Мы рады новым участникам, каждая из вступивших организаций и общин уже несколько лет успешно развивается и привносит свой вклад в развитие буддизма в России, вместе наша работа во благо всех живых существ, во благо дхармы, во благо буддизма в России будет еще эффективнее и интереснее, – заявил он агентству РИА Новости. – Мы хотим, чтобы все традиционные буддийские школы в России гармонично развивались и процветали, создавая условия для духовной практики для всех буддистов». «Все буддийские организации не конкурируют между собой, а довольно успешно сотрудничают», – сказал Киришов, вероятно, в ответ на просьбу журналистов описать отношения ЦДУБ с другим крупнейшим объединением – БТСР. При этом на официальном сайте организации точного списка всех участников объединения нет.

В связи с такими успехами возникает вопрос: а откуда взялось столь динамично развивающееся религиозное объединение, о котором еще недавно никто не слышал? Тем не менее Центральное духовное управление буддистов существовало еще во времена СССР. Оно было образовано в 1946 году на волне сталинской реабилитации религий и базировалось в Иволгинском дацане в Бурятии. Собственно говоря, нынешняя Традиционная сангха под управлением Аюшеева и есть прямой наследник того самого, еще советского духовного управления буддистов. Однако в конце 1990-х годов в результате противоречий между бурятскими ламами ЦДУБ было преобразовано в БТСР.

Оппозиционные Аюшееву бурятские деятели в сентябре 1998 года зарегистрировали в Улан-Удэ организацию под похожим названием: «Духовное управление буддистов России» (ДУБР). Согласно открытым источникам, это юридическое лицо было ликвидировано в мае 2020 года по решению суда. Вопреки предположениям, что проявившаяся сейчас ЦДУБ как-то связана с альтернативной бурятской ДУБР, найти подтверждение такой связи не получается. Согласно реестрам, московская организация существует начиная с 2004 года, что и указано на ее официальном сайте. Со дня создания до 2021 года ее учредителем значилась Московская община буддистов. Эта община построила и управляет храмом «Тубден Шедублинг» в составе межрелигиозного комплекса в Отрадном. Там ныне служит Киришов.

Вероятно, обе организации, как и пояснял геше Йонтен, продолжат свою деятельность параллельно, поделив направления в социальном служении сообразно преимуществам каждого из религиозных объединений. Как рассказали в разговоре с «НГР» инсайдеры буддийской жизни России, Аюшеев делает упор на патриотическую работу и бытовые интересы жителей бурятских кочевий, а Киришов обладает дипломатическими способностями, более искусно действует как на московской, так и на международной политической сцене.

Намек на общие корни ЦДУБ и БТСР, берущие начало во временах всесоюзной централизации религиозной жизни, вероятно, должен подчеркнуть целеустремленность, равновеликость и серьезные намерения руководства обеих структур, а также тех, кто обеспечивает переформатирование отечественной сангхи на федеральном политическом уровне.


Читайте также


Человек со сложным характером

Человек со сложным характером

Владимир Буев

Презентация книги Евгения Попова и Михаила Гундарина о Василии Шукшине

0
1003
Коварная маклюра, зубик кашалота и валюта «Чашки чаю»

Коварная маклюра, зубик кашалота и валюта «Чашки чаю»

Яна Любарская

Прогулки по малоизвестной Евпатории

0
3930
Страны монашеской демократии

Страны монашеской демократии

Михаил Стрелец

Буддийские партии сравнивают и с христианской демократией, и с исламистскими движениями

0
2039
Благородные истины геополитики

Благородные истины геополитики

Андрей Мельников

Самобытность российского буддизма отлили в бронзе

0
3232

Другие новости