0
13805
Газета Печатная версия

06.08.2024 16:51:00

Вперед, к победе коммунализма

Чиновникам разрешили вступать в трижды запрещенную организацию индусских националистов

Тэги: индия, общество, вера, движение, национализм, индира ганди, махатма ганди, нарендра моди, государство, индуизм, христиане, мусульмане


индия, общество, вера, движение, национализм, индира ганди, махатма ганди, нарендра моди, государство, индуизм, христиане, мусульмане Участники «Раштрия Сваямсевак Сангх», одетые в особую униформу и вооруженные палками, маршируют по улицам индийских городов. Фото Reuters

Индуистская составляющая в политике Нью-Дели приобретает все более масштабный характер. Теперь уже не только истеблишмент определяет традиционалистскую повестку, но и бюрократия смыкается с инициативой снизу. Речь идет не просто о легитимации движения с неоднозначной репутацией, но и о вхождении его в число тех, кто осуществляет каждодневное управление Индией на разных уровнях власти.

Министерство кадров, государственных жалоб и пенсий (есть в стране такое ведомство) выпустило указ, который разрешает государственным служащим быть участниками организации под названием «Раштрия Сваямсевак Сангх» (РСС). Это название переводится как «Союз добровольных служителей нации» и представляет собой движение индусских националистов. Оно трижды запрещалось в истории независимой Индии, а премьер-министр Индира Ганди сравнивала индусских добровольцев с фашистами. Членов организации обвиняли в убийстве духовного и национального лидера страны Махатмы Ганди в 1948 году, что и послужило основанием для первого запрета.

Некоторые считают РСС боевым крылом правящей ныне «Бхаратия джаната парти» («Индийской народной партии»), от которой премьер-министром страны избран Нарендра Моди. Точнее, обе организации представляют собой родственные ответвления тех политических и общественных сил, которые выступают за превращение Индии в нацию, объединенную религией. В данном случае речь идет об индуизме. «Народники» придерживаются концепции «Хинду раштра», то есть индусского государства. Такое отождествление нации и религии называется «коммунализмом». Индусских националистов определяют общим понятием «хиндутва».

«Раштрия Сваямсевак Сангх» считается самой массовой некоммунистической организацией на планете. В Индии почти полтора миллиарда населения, из них 80% исповедуют индуизм. Кроме того, РСС и родственные им движения не ограничиваются индусской верой, но декларируют союз с так называемыми дхармическими религиями, прежде всего буддизмом и джайнизмом и отчасти сикхизмом. Так, на съезде РСС в Мумбаи в 1964 году присутствовали духовные лидеры разных индийских общин. Среди них были сикхский политик Мастер Тара Сингх и, по некоторым сообщениям, даже лидер тибетских буддистов далай-лама XIV Тензин Гьяцо. На съезде прозвучали предложения всем дхармическим религиям объединиться под общим именем индусов.

Миссионерские инициативы РСС и родственных им организаций затронули даже «русский вопрос». На съезде в Катманду в 1988 году участники одного из таких движений, «Вишва хинду паришад», якобы говорили о «возвращении» русских в лоно «родной веры», имея в виду индуизм ведических времен. Некоторые коммуналисты одно время играли словами, например, слово «Москва» производили от «мокши» (означает освобождение от «колеса сансары», то есть круговорота рождений и смертей), а «Россия» (через английское Russia, «Раша») будто бы означает «страна риши» (легендарных составителей вед). Все это происходило в период поздней перестройки и начала 1990-х годов, когда многим миссионерам из-за рубежа Россия представлялась духовной целиной. Впрочем, их усилия встретили яростный отпор «сектоборцев», на ресурсах которых коммуналисты индусского толка заняли «почетное» место важного идеологического противника.

В самой Индии коммуналистам противостоят прежде всего общины мусульман и христиан, на стороне которых – Индийский национальный конгресс (ИНК), вторая крупнейшая партия самой большой демократии мира, как называют Индию. Часть коммунистических партий поддерживают религиозные меньшинства, однако другие радикальные левые вступили в союз с «Индийской народной партией» и РСС.

После того как стало известно о фактической реабилитации РСС Министерством кадров, представитель ИНК Джейрам Рамеш выступил с резкой критикой этого решения. К нему присоединился президент Всеиндийского совета единства мусульман Асадуддин Оваиси. «Это противоречит целостности и единству Индии. Запрет на РСС существует из-за того, что они отказались принять конституцию, национальный флаг и государственный гимн. Каждый член РСС приносит клятву, которая ставит хиндутву выше нации. Ни один государственный служащий не может быть лоялен нации, если он является членом РСС», – написал исламский деятель в соцсети.

Мусульманам есть из-за чего негодовать. Именно с РСС связывают разрушение мечети Бабура в городе Айодхье на севере Индии. После этого организация была запрещена в третий раз (ранее в 1948 и 1975–1977 годах).

Мусульманское предание связывает мечеть Бабура с завоевателем из Средней Азии, чье нашествие на Индостан стало важной вехой в исламизации субконтинента. Индуисты же верят, что в этом городе родился Рама, одно из воплощений бога Вишну. В какой-то момент индусские националисты объявили, что место рождения Рамы находится именно там, где стояла мечеть Бабура, и свой молитвенный дом мусульманские завоеватели построили в XVI веке на руинах гораздо более древнего индуистского храма. Именно такую версию выдвинула «Вишва хинду паришад», о которой велась речь выше.

После разрушения мечети шли долгие споры, и в результате прихода к власти «Бхаратия джаната парти» на опустевшем участке стали возводить индуистский храм. В начале 2024 года он был освящен при участии Нарендры Моди (подробнее в «НГР» от 07.02.24). Воссоздание святилища было одним из его предвыборных обещаний. Таким образом, многие идеи правящей партии и ее боевого крыла воплощались задолго до нынешнего разрешения чиновникам состоять в РСС.

Впрочем, апологеты организации называют волонтеров-индуистов бескорыстными патриотами, которые на добровольных началах помогали индийской армии во время вооруженных конфликтов с Пакистаном и коммунистическим Китаем. Так из парий политической жизни колесо сансары возносит «Раштрия Сваямсевак Сангх» на вершину национальной политики.


Читайте также


Неутомимые мстители Сирии

Неутомимые мстители Сирии

Михаил Стрелец

Лев Перчин

Кто стоит за нападениями на алавитов и другие меньшинства

0
1187
Нужна ли Абхазии президентская клятва в святилище

Нужна ли Абхазии президентская клятва в святилище

Анастасия Коскелло

На фоне кризиса жители республики потянулись к язычеству

0
696
Индия. Самый многолюдный в мире праздник имеет отношение не только к религии, но и к политике

Индия. Самый многолюдный в мире праздник имеет отношение не только к религии, но и к политике

0
902
Удастся ли официальному Кабулу добиться общеафганской идентичности

Удастся ли официальному Кабулу добиться общеафганской идентичности

Георгий Мачитидзе

Власти считают, что общество нуждается в реисламизации – добровольной или принудительной

0
1555

Другие новости