Румынский патриарх Даниил отнюдь не намерен представить себя святителем Украины. Фото Мирчи Флореску/www.basilica.ro
Синод Румынской православной церкви (РумПЦ) в конце февраля учредил Румынскую православную церковь в Украине. Свое решение синодалы из Бухареста пояснили «поощрением и поддержкой инициатив румынских православных общин в Украине по восстановлению общения с матерью-церковью, Румынским патриархатом». Появление еще одной православной структуры в Украине вызвало негодование в Московском патриархате, но нашло понимание в Украинской православной церкви (УПЦ).
Глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Климент (Вечеря) 2 марта заявил, что решение Синода РумПЦ обращает всеобщее внимание на процессы, потенциально угрожающие территориальной целостности Украины. «Румынская церковь своими решениями засвидетельствовала перед всем миром факт возможных открытых государственных запретов и гонений на УПЦ, частью которой являются румыноязычные приходы и монастыри на прилежащих к современной Румынии украинских территориях. Предлагая свою юрисдикцию таким церковным единицам, Румынская церковь констатирует очевидную опасность, что в Украине они могут оказаться вне закона или того хуже – под прямым запретом. Это громкий сигнал для украинского парламента о том, как об украинской политике думают в Европе и какие последствия это будет иметь», – отметил архиерей. «Как бы ни пытались украинские политики оправдать перед европейскими коллегами сегрегацию своих соотечественников по религиозному признаку, все больше сигналов приходит из-за рубежа об опасении за ситуацию с фундаментальными для Европы правами и свободой совести в Украине. То, что стало известно о решениях румынского Синода, говорит, что эта обеспокоенность довольно быстро перерастает в практическую плоскость», – пояснил Вечеря. Но при этом он сомневается в конечной правоте Синода РумПЦ: «Все, кто знаком с реальным положением церкви в румыноязычных регионах Украины, согласятся, что на современном этапе такая инициатива имеет очень мало реальных перспектив».
Решение об образовании румынской церковной структуры в Украине было принято на фоне рассмотрения Верховной радой закона о запрете деятельности УПЦ, на принятии которого настаивает президент Владимир Зеленский. Документ под номером № 8371, предусматривающий запрет религиозных организаций с центрами влияния в России, был принят в первом чтении в октябре 2023 года. Тогда за законопроект проголосовали 267 человек. Против выступили 15 депутатов, двое воздержались, 17 не голосовали. Планировалось, что запрещающий УПЦ закон может быть принят к концу 2023 года. Но 21 ноября группа парламентариев направила спикеру Верховной рады Руслану Стефанчуку письмо с требованием обратиться в Венецианскую комиссию с просьбой предоставить вывод про соответствие проекта европейским стандартам. Стефанчук законопроект решил никуда не отсылать и заявил, что сейчас идет его доработка и ужесточение. В документ уже внесено более 1 тыс. правок.
Еще в январе 2023 года ряд румынских общественных и политических организаций опубликовали обращение к румыноязычным общинам Украины с призывом перейти в Румынский патриархат. «Из-за инициатив киевской власти по запрету УПЦ мы обращаемся ко всем румынским православным христианам в Украине – мирянам, священнослужителям и иерархам – инициировать внутренние консультации в местных румынских православных общинах в Украине, чтобы определить наилучший способ выхода из Украинской православной церкви, происходящей от Русского патриархата, и вернуться в непосредственное общение Румынского патриархата», – говорилось в тексте. Также указывалось, что из 121 румыноязычного прихода как минимум 110 находятся в юрисдикции УПЦ.
Согласно последней переписи населения, в Украине проживают более 150 тыс. румын и 250 тыс. молдаван. В основном они живут в двух приграничных с Румынией областях – Закарпатской и Черновицкой, составляя в последней более 12% населения. В 1995 году Синод РумПЦ поручил своей Бессарабской митрополии попечение над восточной румынской диаспорой, то есть этническими румынами, проживающими на территории Украины и Молдовы. А в 2007 году в составе этой митрополии открыли три епархии: Бельцскую, Южно-Бессарабскую и Дубоссарскую, которые территориально охватывают часть Черновицкой и Одесской областей.
Недовольство в Бухаресте вызвали также гонения Киева на митрополита Лонгина (Жара). Румын по происхождению, Жар служил викарием Черновицко-Буковинской епархии. В мае 2023 года ему предъявили обвинение в разжигании межрелигиозной вражды из-за его критики Православной церкви Украины (ПЦУ) и завели в отношении него уголовное дело. В сентябре решением Синода УПЦ он был лишен наместничества в Свято-Вознесенском Банченском мужском монастыре Черновицко-Буковинской епархии.
В январе с.г. на Лонгина было совершено нападение. В связи с этим в Бухаресте прошли митинги в поддержку митрополита, а румынские политики сделали ряд громких заявлений. 19 февраля в одной из клиник Румынии ему сделали очередную операцию на сердце.
Лонгину давно поступали предложения о том, чтобы он перешел в Украинское викариатство РумПЦ, однако архиерей до последнего отказывался. Викариатство было создано еще в 1990 году. Структура, которая распространяет свою юрисдикцию на украинцев, проживающих в Румынии, подчиняется непосредственно патриарху Румынскому Даниилу и обладает автономией. До 2020 года у викариатства не было своего устава. Когда же устав был принят, в УПЦ это назвали «внутренним делом Румынской церкви». «Это шаг, направленный на улучшение и оптимизацию пастырского окормления украинцев, которые проживают на территории Румынии», – пояснил тогда заместитель главы Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич, добавив, что на территории Румынии находится около 60 украиноязычных приходов.
В 2023 году у УПЦ проявилось Западноевропейское викариатство. Благодаря этому Украинская православная церковь сейчас имеет более 80 общин и приходов в 15 странах Западной Европы: Австрии, Бельгии, Великобритании, Дании, Италии, Ирландии, Испании, Нидерландах, Германии, Норвегии, Португалии, Венгрии, Франции, Швейцарии и Швеции. «Однако мы не создаем самостоятельно наших общин в таких странах, как Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Сербия, Румыния, Греция, Албания, потому что там есть поместные православные церкви», – подчеркнул Данилевич.
Несмотря на то что еще в мае 2022 года Украинская православная церковь объявила о своем отделении от РПЦ, Московский патриархат до сих пор считает УПЦ своей частью. Поэтому и появление Румынской православной церкви в Украине вызвало в Москве раздражение. В РПЦ считают, что это «экспансия РумПЦ на каноническую территорию другой поместной православной церкви».
Отношения РПЦ и Румынского патриархата вот уже несколько лет не самые теплые в том числе и из-за активизации Бессарабской митрополии РумПЦ в Молдавии, которой Православная церковь Молдовы (входит в юрисдикцию Московского патриархата) пытается противостоять, но, похоже, проигрывает. Недаром в решении нынешнего Синода РумПЦ этому вопросу был посвящен отдельный пункт, в котором говорится, что санкции со стороны РПЦ в адрес священников, перешедших в Бессарабскую митрополию, считаются недействительными.
Возмущены итогами встречи румынских архиереев и в Православной церкви Украины, которая, напомним, находится в юрисдикции Константинопольского патриархата. Глава Мукачевско-Карпатской епархии ПЦУ епископ Виктор (Бедь) заметил, что «на уровне румынского политикума и румынской церковной иерархии господствуют российские нарративы». Он призвал украинские власти «принять меры» в отношении Румынской церкви. «Украина и Православная церковь Украины должны не поддаваться на эту румынскую церковную провокацию, но наряду с этим должны принять безотлагательные и действенные меры с целью защиты национальной и религиозной безопасности Украины», – сказал Бедь. Священник припомнил и то, что РумПЦ так и не признала ПЦУ в качестве канонической структуры. Впрочем, это лишь частное мнение архиерея. На официальном уровне ПЦУ пока никак не высказалась. Любопытно и то, что на информационном ресурсе Константинопольского патриархата – сайте Orthodox Times нет ни слова о решении Синода РумПЦ об Украине.
Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей не единожды призывал глав поместных церквей признать созданную в 2018 году ПЦУ. Однако лишь три церкви последовали этому совету: Александрийская, Кипрская и Элладская. РумПЦ также рассматривала возможность легализовать ПЦУ. 21 февраля 2019 года на сайте Румынской патриархии появилось заявление, что церковь может признать ПЦУ, но в обмен на гарантии прав и свобод румыноязычных церковных общин на Буковине, находящихся в юрисдикции УПЦ. «Нам необходимо получить письменные заверения от церковных и государственных органов Украины в том, что этническая и языковая идентичность румын будет уважаться и что эти верующие будут иметь возможность объединиться в румынский православный викариат и возможность развивать духовные отношения с Румынским патриархатом», – говорилось в сообщении.
Летом 2019 года ПЦУ учредила собственный румынский викариат и заявила, что в него «смогут входить на добровольных началах религиозные организации (общины и монастыри) с преобладающим числом этнических румын». «Для этих религиозных общин гарантируются права на соблюдение по собственному выбору румынской православной богослужебной, языковой и календарной традиции», – сообщала пресс-служба ПЦУ. Подчеркивалось, что румынский викариат подчиняется непосредственно главе ПЦУ митрополиту Епифанию (Думенко) и является «особой административной структурой с правами самоуправления». Однако ни эти, ни другие действия представителей ПЦУ в отношении румыноязычного населения Украины Бухарест не удовлетворили, и в итоге РумПЦ вопрос о признании ПЦУ сняла с повестки.
В румынских СМИ прозвучало мнение, что прецедент создания Румынской церкви в Украине открывает возможность другим поместным церквам образовывать собственные религиозные организации в стране. Указывается, что пример показала в свое время как раз Русская церковь. При организации патриаршего экзархата в Африке в конце 2021 года Московский патриархат пояснял, что новое религиозное образование появилось по просьбам православного духовенства и верующих стран Африки, не желающих оставаться в составе Александрийского патриархата, признавшего ПЦУ и со священноначалием которого РПЦ разорвала евхаристическое общение. В РумПЦ, а также других поместных церквах, утверждают эксперты, желающие открыть свои церкви в Украине теперь также могут заявлять, что действуют только во благо верующих, притесняемых властями и которых ни УПЦ, ни РПЦ в силу объективных причин не в состоянии защитить.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин не согласен с этими выводами. В беседе с «НГР» он заметил, что «желающих» повторить действия РумПЦ в Украине среди церквей почти нет. «Когда-то епархии на Западе Украины входили в состав Польской православной церкви. Там были и архиереи, и приходы, которые подчинялись Варшаве. Однако после того как эти территории были в 1939 году присоединены к СССР и в церковном отношении произошло переподчинение епархий Московской патриархии. Сейчас же Польская православная церковь проявляет очень большую осторожность, в отличие от Румынской церкви, которая с начала1990-х годов ведет себя активно на территориях, которые РПЦ считает своими. Помимо Польши Украина граничит также с Венгрией и Словакией. Но в Венгрии нет своей поместной православной церкви. В Словакии есть автокефальная Церковь Чешских земель и Словакии. Но она не проявляет внешней активности и маневрирует между Москвой и Константинополем, получив автокефалию и от тех, и от других», – заметил эксперт.
«Формально решение Румынской церкви является экспансией, – продолжает политолог. – Но экспансия бывает разной, и учитываются разные факторы. Румынская православная церковь – влиятельная и серьезная сила в мировом православии, с мощным потенциалом, большим количеством практикующих верующих и заполненными по выходным храмами. Румынская церковь сейчас хорошо осознает свои возможности и во многом именно поэтому пошла на такой шаг. Складывается ощущение, что для румыноязычных приходов это в некотором роде вариант защиты. Они не хотят идти в ПЦУ и соответственно ищут какие-то другие возможности. Создание Румынской церкви в Украине для них – наилучший вариант».
«РПЦ не единожды была вынуждена смиряться с решениями РумПЦ. Это мы видим и на примере Бессарабской митрополии. Московский патриархат, который не признал эту митрополию и критиковал ее, так и не порвал церковные отношения с Бухарестом. Поэтому и сейчас Москва вряд ли будет применять какие-то санкции к Румынской церкви. Еще и потому, что если Москва начнет что-то против Румынской церкви, то последняя может признать Православную церковь Украины. Поэтому сейчас и Москва, и Киев будут предельно осторожны в своих действиях и высказываниях», – заключил эксперт.
комментарии(0)